Зачем монастырю стены, а православным партия?
Большинство благочестивых верующих скажет, не покривив душой, что политическая партия это что-то вызывающее внутреннюю неприязнь, что-то бессознательно отталкивающее, какая-то заранее предусмотренная неискренность и грязь, политическое лицемерие и мучительная «обязаловка», словом, весь навязчивый политический багаж последнего столетия. И как бы мы ни убеждали, что наша партия не похожа на другие, любящие комфортную жизнь (даже при разрухе в стране), сомнения все же останутся. Поэтому и слышим вокруг:«Зачем это нужно? Неужели нельзя обойтись? И, наконец, причем здесь святая вера Православная и Церковь Христова, ведь, давно заявлено, что Церковь вне политики?»
Однако создание такой партии неоднократно благословлено святыми старцами, людьми духовно прозорливыми, знающими волю Божию…
Но вступать или не вступать — дело, конечно, добровольное, и никто к этому никого не принуждает, как и Бог никого не принуждает спасаться. Идти в «Самодержавную Россию», как на любой подвиг, можно лишь по собственной воле, с убежденностью в том, что это необходимо и спасительно. А тут такие предубеждения! Сама идея частью православных не принимается, что, конечно, можно понять, учитывая наш исторический опыт. Именно поэтому без основательных разъяснений не обойтись.
Что же за аргументы выдвигаются против политической партии?
Аргумент первый. Православные люди, конечно, знают, что цель человеческой жизни есть спасение души, а это невозможно без стяжания Духа Святого. По слову преподобного Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Политические же страсти мирному Духу противопоказаны. Разве не так?
Ответ. Да, так конечно... Но слово Преподобного Серафима относится к другому моменту и стороне нашей жизни. Пути-то спасения различны, и их не следует путать.
Партия это политическое ополчение и ей подобает сражаться за наше Отечество Святую Русь. И чтобы сражаться на поле брани, приходится порой иметь не мирный дух. Церковь же благословляет сражающихся за Отечество. И иначе не может быть.
Есть путь другой монашеский, когда человек уходит от мира и зла его, для того, чтобы противостать злу, коренящемуся в собственной душе, трудом, молитвами, постом, затворничеством и другими подвигами умерщвляя плоть и похоти ее, а также страсти душевные ради стяжания Святого Духа.
Но большинство из нас, православных, миряне. И никуда нам от мира не деться. Поэтому аскетические подвиги — не для нас, а нам могут открыться те тропинки в Царство Небесное, которые ведут через тернистое и многомятежное мирское поприще. Причем, по мнению святых Отцов Церкви, поприще это, не менее трудно, чем монашеский подвиг, если, конечно, проходить его должным образом.
А что значит «должным образом»? Это значит жить церковной жизнью, исполнять в мире заповеди Господа нашего Иисуса Христа, наши семейные и гражданские обязанности, отдавать «Божие Богу, а кесарево кесарю».
Верующим хорошо известно, что «мир во зле лежит». Но не все, вероятно, задумывались, каковы же наши обязанности по отношению к этому злу?
Очевидно, что согласиться со злом значит смешаться с ним и помогать ему. Для нас — это было бы духовным самоубийством. Ибо Господом сказано: «Вы соль земли». Что же делают с солью, если она потеряет силу? Выбрасывают ее вон.
В то же время, у нас есть заповеди блаженства, данные в той же Нагорной проповеди. Обратим внимание на три из них:
«Блаженны ищущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня…»
Это значит, что для того, чтобы спастись, мы, миряне, должны быть не равнодушны к борьбе правды и лжи, мы должны искать правду и обличать ложь в этом мире, который «во зле лежит». А если мы будем делать это настойчиво и последовательно, то нас ждет брань духовная, и, может быть, гонения, как гнали когда-то пророков. Но претерпевшим страдания за Христа всемилостивый Господь обещает вечное блаженство, Царство Небесное.
То есть, мы призваны исповедовать свою веру и обличать в этом мире безверие и ложь. Только тогда мы имеем надежду на спасение.
Теперь, мне кажется, пора ответить на вопрос, почему старцы благословляют нас участвовать в политике и, в частности, в выборах.
Ответ, если подумать, вполне очевиден.
Действительно, представим себе, что ради спасения собственной души, православный мирянин решил не участвовать в политике, считая ее сугубо грязным, не достойным истинного христианина делом. Так же поступил другой, третий, да и всякий православный человек. К чему бы это, в конце концов, привело?
Власть целиком оказалась бы в руках совсем не православных людей, которые, пользуясь отданной им без борьбы властью, создали бы для нас, искренне желающих спасти душу, самые невыносимые условия (все к этому идет!).
Не случайно святой Новомученик Протоиерей Иоанн Восторгов почти сто лет тому назад накануне выборов в Государственную Думу в 1906 году пророчески предупреждал, обращаясь к православным согражданам: «С большим вниманием, с большой серьезностью (!) надо отнестись к выборам, надо всем, имеющим право избрания, непременно участвовать в выборах: иначе добрые не пойдут, а злые обязательно придут… Надо быть очень осторожным, подавая голоса за того или другого представителя и твердо дознать, принимает ли он все то, чего требует совесть православного русского человека. Иначе мы доверим судьбу нашим врагам и погубителям…»
К сожалению, в начале ХХ века не прислушались к мудрым предупреждениям. И Государственная Дума много способствовала свержению Богоугодной Православной монархии и воцарению антихристианской большевистской диктатуры.
Да. Все это уже было в нашей стране в то время, когда крестить ребенка в церкви означало поставить под угрозу свое положение на работе: когда венчания запросто запрещались «уполномоченными по делам религии»; когда нельзя было звонить в колокола даже по праздникам, когда священника; за честно сказанное слово проповеди, могли отстранить от прихода, арестовать и без суда отправить на Соловки…
Конечно, и в годы недавних гонений были и оставались верные православные люди: епископы, священники, монахи и миряне, которые последовали за Христом на Голгофу, собственной кровью засвидетельствовав верность Ему даже до смерти. Эти святые Новомученики и Исповедники Российские вновь проторили мученический путь к спасению, казалось бы, почти забытый со времен первых христианских мучеников и со времен святых страстотерпцев Бориса и Глеба или святого благоверного Андрея Боголюбского… Путь этот и ныне никому не заказан. Однако готово ли большинство из нас пойти этим путем?
Не лучше ли позаботиться о будущем, пойти на выборы и избрать тех, кто един с нами духом и верой, кто не допустит новых гонений на Церковь? Кто в современных условиях сделает все, чтобы возродить Русскую Державу с традиционными для нашего народа ценностями — Православие, Самодержавие, Народность!
Аргумент второй. Жизнь стала свободней. Власть к Православию, как будто, благожелательна. Участие в партии не обязательно. Надо только молиться и Господь поставит у власти тех, кого мы желаем.
Ответ. Молиться, конечно, надо в первую очередь. Но, по слову одного великого старца, молиться надо не только словом, но и делом. Ибо «вера без дел мертва есть».
Господь поставит тех, кого мы желаем, только в том случае, если мы еще и хорошенько потрудимся для этого.
Напомню, что бороться со злом — это наша религиозная и нравственная обязанность. Ведь мы — воины Христовы, а не дезертиры.
И, разумеется, начинать духовную брань надо с себя, это — азбука духовной жизни. Надо каждый день побеждать зло в себе, то есть побеждать наши собственные грехи и сомнения. Надо в этой внутренней духовной брани «стяжать Дух мирен», сколько есть сил, стремясь к совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Но, в то же время, наше внутреннее зло существует не изолированно от внешнего.
Бог ждет от нас противостояния внешнему злу (злым поступкам и намерениям окружающих нас в мире людей), чтобы защитить ближнего, отстоять нашу веру, защитить от порабощения Отечество. Бог ждет, что мы положим душу свою «за други своя», являя высшую любовь к ближнему. А наше внутреннее зло, грехи малодушия, маловерия, лени, самолюбия, безволия или сребролюбия, не позволяют нам действовать, сковывают нашу душу, лишают нас сил совершить даже небольшой добрый поступок, требующий самоотверженности. Мы закрываем глаза и притворяемся спящими, не видящими зла, ведь так, думаем мы, безопасней, так комфортней, так мы надеемся сохранить духовный мир и сберечь свою душу.
Напрасно. Это мысль от лукавого. Не уклоняться от своих обязанностей перед ближними, перед Церковью и государством призвал нас Господь, а исполнять их достойно рабов Божиих. Вдумайтесь, православные, как грозно звучат эти предупреждения: «Отдавайте Божие Богу, а кесарево кесарю». «Кто не со Мной, тот против Меня», «Кто не собирает со Мной, тот расточает», «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». «Вера без дел мертва есть».
И вот уже совесть беспокоит нас. Не так, не правильно мы поступили, отвернувшись от внешнего зла, не противостав ему в меру сил, данных нам Богом. И вот уже мы опять малодушно думаем, как успокоить свою совесть, как оправдаться: я был слаб, не мое это дело, я делаю другие добрые дела… Но совесть твердит: «Ты лжешь самому себе, и то надо было делать и этого не оставлять».
Итак, братья и сестры, православные миряне, воины Христовы, дезертирством от совести не уйдешь. Совесть — глас Божий. А, значит, и мира духовного, то есть чаемой благодати Божией, таким путем стяжать не удастся.
Как же мы надеемся спастись?
Наши ухищрения уйти от брани духовной и от своих мирских обязанностей поиска правды, делания добра, защиты истины и справедливости способны только отдалить испытание, подготовить почву для будущего нашего окончательного выбора: либо добровольное мученичество за Христа, либо бесславная кончина и вечные муки в загробной жизни вместе с Иудой Искариотским… Иного и не дано, ибо мы не случайно носим крест.
Аргумент третий. Но причем тут политика? Разве не существует других, более спокойных способов участия православных в социальной жизни, исполнения своих гражданских обязанностей?
Есть одна хорошая мысль, вызревшая в опыте человеческом: если ты не хочешь заниматься политикой, то политика займется тобой.
Вспомните слово Божие о последних временах перед вторым пришествием Христа. Разве мы не знаем, что значит «Близ есть, при дверех»? Разве мы не различаем знамений времени сего? Ну, тогда мы вполне заслуживаем имени фарисеев.
Как говорят старцы: сегодня позже, чем нам кажется.
Вспомните, православные, кто такой Антихрист, которого с таким нетерпением ждут враги Православия?
Антихрист — не только духовный, но и политический вождь апостасийного, то есть обезверившегося, мира, который должен быть коронован на всемирное царство в Храме Иудейском в Иерусалиме. Именно он, по пророчеству Апокалипсиса, должен на короткое время поработить этот мир. Бог попустит такое. А потом — всему конец.
А еще будет война. «Восстанет народ на народ и царство на царство», так сказано в Евангелие.
Итак, Антихрист — вождь политический.
И именно от политики зависят наша свобода или наше рабство.
Теперь подумаем, все ли мы сделали, чтобы защитить себя от Антихриста, сохранить дарованную нам Богом веру и свободу?
Запад, как мы знаем, такими вопросами не озабочен. Запад ненавидит Православие. Там правители-масоны с восторгом примут Антихриста и активно к этому готовятся. Там повсеместно служат целям глобализации, внедряют технологию нанесения печати Антихриста и суперкомпьютер «Зверь», вводят электронные деньги, стирают межгосударственные границы, там торжествует экуменизм и общение с нечистыми духами (оккультизм), действует масонское (антихристианское) мировое правительство строят новую «вавилонскую башню», работает индустрия порнографии и развлечений, поклоняются грубой силе, телесным наслаждениям, золотому тельцу, и совершенно не помышляют о грядущем Суде Божием… Запад давно не верит в Христа-Спасителя, Суд Божий и Вечную Жизнь.
А чем мы сегодня отличаемся от Запада?
В политике и телевизионной культуре мы изо всех сил стараемся ему подражать. И многие наши российские деятели, похоже, и помыслить себе не могут, как можно действовать и жить по-своему, по православному, обособленно от растленного Запада. Сотворив из него кумира, они настойчиво тянут нас в его удушающие объятия. Почему?
Очевидно, потому что эти политики поклоняются тем же западным «ценностям», несут в себе тот же растленный дух мамоны и, понимают это или нет, являются слугами грядущего Антихриста.
Мы же, православные, на удивление беспечны и, будто, не желаем думать, куда нас ведут и что бы все это могло означать. (Словно ослепли и не видим явных знамений времени исполнения пророчеств или никогда не читали Откровения Иоанна Богослова!)
Однако думаем мы о них или не думаем, враги Православия существуют и сообща действуют. И, в отличие от нас, действуют по единому плану, чтобы нас поработить или извести, о чем у себя в прессе порой говорят вполне откровенно.
В сущности, как сказал Святейший Патриарх Алексий II, с нами давно ведут современную войну на уничтожение.
Разумеется, пока мы верны Богу, мы вправе надеяться на помощь Божию и Пресвятой Богородицы, но ведь надо что-то и делать. Господь велел нам, грешным и недостойным, использовать данные нам таланты и приумножать их.
Например, зачем-то нам дан ум, воля, совесть, предусмотрительность, чувство самосохранения, чувство справедливости, стремление жить по христиански, то есть, в обществе, где не растлевают и не отнимают у родителей детей, не насилуют их, не отравляют наркотиками, не убивают немощных и сирых, не ставят сначала в паспорт, а потом и на лоб печать Антихриста, чтобы навсегда разлучить с Богом и предать в руки дьявола.
Пора ответить себе на вопрос: «Возможна ли будет завтра христианская жизнь в нашей стране при непротивлении злу внешнему, наступающему на нас с Запада, Юга или Востока?»
Зло это уже сегодня растлевает и губит наших детей, обкрадывает Россию и лишает ее будущего. Приняв чужие обычаи, мы очевидно и стремительно вымираем.
Нет, братья и сестры, сегодня надо молить Бога, чтобы дал нам дух строгости и силу противостать многоликому врагу нашего спасения.
Жили и до нас на Русской земле православные люди более тысячи лет. И во все времена знали, как и чем ответить на происки врагов.
Русский народ всегда имел высочайший боевой дух. Ведь это наши предки сражались под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова, Георгия Жукова, не оставляя врагу даже шанса на победу. И наши победы обычное для нас, привычное чудо, ибо, как говаривал непобедимый генералиссимус Суворов: «Мы — русские. С нами Бог!».
Даже монастыри в неспокойное время ограждали себя высокими крепостными стенами и имели оружие на случай осады, а монахи (!) умели его применять. И что же, сегодня мы хотели бы только молиться и творить дела милосердия, зажмурив глаза от страха перед наступлением внешнего зла, которое с каждым днем становится все наглее?
Нет, дорогие мои. Жизнь, пожалуй, устроена не так удобно. И испытания нам выпадают не по нашей воле. В мирное время — одни, в военное другие. Мы их себе не выбираем.
Русская история доказывает, что Бог с теми, кто сражается за дело Христово смело и грозно. Помните, что сказал преподобный Сергий Радонежский благоверному Князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой: «Иди и победишь. Только не малодушествуй!»
«Бодрствуйте», сказано нам Господом на все времена.
Пришло время объединяться и обзаводиться политической силой.
Ибо «Близ есть, при дверех». Аминь.
2001-2011 гг.
Опубликована в 7-ом (июльском) номере журнала «Русский Дом» за 2011 год