ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО. Часть вторая.
Для европейцев, пытавшихся понять нашу страну, Россия так и осталась «тайной за семью печатями». Раскрыть эту тайну значит постичь Промысл Божий, а это для рационалистов - неразрешимая задача. Мы же постигаем Россию в её истории верой и прозрениями. Как сказал один из русских прозорливцев поэт Фёдор Тютчев:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».
Другое прозрение находим у русского святого в начале ХХ века. Вспомним, как святой праведный отец Иоанн Кронштадтский с болью писал: «Перестали русские люди понимать, что Россия есть подножие Престола Господня»! - Вот ответ для ищущих истину, который не должен остаться незамеченным. Поэтому главное, что нам надо усвоить, - Господь рядом с нами, и ничто не происходит в России, иначе как по воле Божией или по попущению Божьему.
Судя по нашей истории, мы избраны Богом, чтобы явить Божию правду миру в последние времена. И это не повод для самомнения и гордыни, а высочайшая религиозная ответственность. Нам много дано, и от нас много взыщется. Если мы, русские, не поймем, что это значит, то будем обречены, как покинутый Богом корабль, бедствующий в океане, гонимый ветрами и волнами. Но общее прозрение близится.
РОССИЯ КАК ПОДНОЖИЕ ПРЕСТОЛА ГОСПОДНЯ
В традиционном православном мировоззрении, сформированном и освященном православной верой более чем за тысячелетие нашей истории, государство должно быть ДЕРЖАВОЙ, то есть выполнять миссию УДЕРЖИВАЮЩЕГО от рвущегося в мир зла, и, кроме того, роль ВНЕШНЕЙ ОГРАДЫ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ (мистического тела Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа).
Но что значит - УДЕРЖИВАЮЩИЙ? По слову святого апостола Павла, «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды УДЕРЖИВАЮЩИЙ теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убъёт духом уст своих…» (Св. ап. Павел, 2-е Посл. Фессалоникийцам, 2:7-8).
То есть пока (и где) есть на земле УДЕРЖИВАЩИЙ, антихрист не явится. И видно, как в наше время беснуется апостасийный мир по поводу России и русских, потому что мы препятствуем развиться и дойти до логического конца той самой «тайне беззакония»!
С другой стороны, в традиционном русском мировоззрении, выработанном за тысячу с лишним лет существования русской государственности, государство должно исполнять патриархальные, то есть отеческИЕ обязанности по отношению к народу.
Причем эти два требования - духовное и земное - ничуть не противоречат друг другу.
Быть Отцом народа и Хозяином земли Русской (как сознавал свой долг святой Царь Николай II) это значит быть ЗАЩИТНИКОМ духовного и материального блага народа, его физической и духовной жизни. А ещё ОХРАНИТЕЛЕМ законности, нравственности, справедливости и вековых культурных традиций, покровителЕМ и вдохновителем народного труда и народных талантов, ЗАСТУПНИКОМ сирых, слабых и немощных, воспитателем подданных Царства земного и Царства Небесного, - это и есть, кратко, если не перегружать определение, - традиционный нравственный идеал нашего государства. Именно таким: сильным, добрым, мудрым и справедливым хотят видеть наше государство подавляющее большинство живущих в России людей, то есть как властную и духовную «вертикаль», помогающую духовному росту человека.
Что здесь не современного? Разве только то, что жизнь наша сегодня далека от этого идеала. Но как контрастно отличается наш идеал от коммунистического («машина классового подавления») и либерального («ночной сторож» и «вышибала»)!
Итак, наш идеал, прежде всего, обладает духовно-нравственным смыслом, и это - высочайший смысл служения Богу, деятельной защиты Добра на земле! В этом идеале нет ничего машинно-мертвого и казенно-бездушного. Нет ничего нравственно порочного, нейтрального или безответственного! В нем не утрачен человек как образ и подобие Божие с его главной личной задачей - спасения души для Царства Божия!
Если в коммунистическом государстве был свой «избранный» класс - пролетариат (на деле, партийная бюрократия), а в либеральной демократии «избранный» класс - буржуазия (финансовая олигархия), то в Русской Державе «избранного класса» нет!
Это не значит, что в Богоугодном государстве нет иерархии. (Бог создал иерархию, без неё невозможно существование государства). Однако, в нем нет социального деления на «избранных» и «не избранных». Все равны перед Богом, и каждый слой общества не более, чем часть целого. Ибо ценностью русского государства является не процветание какого-либо социального слоя или группы, а высшая правда Божия, которая объемлет всех. Избранность же у нас понимается как личный крест в бескорыстном служении Богу, Царю и Отечеству (то есть как духовный христианский подвиг).
При этом есть и сакральная фигура Царя, избранного Богом, несущего в себе идею и Дух Божией Правды, стоящего над всеми сословиями и над Законом, олицетворяющего собой нравственный идеал нации.
Разумеется, идеал на земле не может быть воплощен в полной мере, как и рая, по грехам человеческим, на земле быть не может. Однако наш выбор идеала имеет определяющее значение для формирования облика будущего государства и для бытия существующего.
И, конечно, сегодня мы далеки от идеала. Вопрос лишь в том, движемся мы к нему или от него. Наше государство порой больше напоминает гибрид из советской и либеральной модели. (В ней сталкиваются те модели, которые остались от предыдущих эпох).
Поскольку сегодня у власти нет официальной идеологии, то нет и ничего, кроме прагматизма и либерализма, для принятия решений. Отсюда - ошибки и нестроения.
Как известно, прагматизм - слишком широкая платформа, приводящая к идейной непоследовательности. Власть становится заложником внутриэлитных компромиссов. Воля Божия (высшая и всеблагая) не ищется и не принимается в расчёт. Управление превращается в поле конкуренции интересов различных властных групп. А основным методом управления стало балансирование этих интересов.
И дело здесь не в личности Президента, а в созданной в 1991 году системе управления.
Как юрист по образованию и опыту работы, Президент хорошо понимает, где проходит граница его возможностей и формальных прав, и не хочет за неё выходить. А мы, по нашей старинной традиции, воспринимаем его как всемогущую личность (Царя), не желая понять реальности, в которой мы существуем, и ждем от него деяний, на которые он пойти не может.
Проблема в том, что России действительно необходим властный духовный и идейный, стратегический центр, которому подчинялись бы все, без исключения, государственные органы, все «ветви власти» и все функции государства. Но законом он не предусмотрен. (Демократия эту проблему не решает, ибо она её и породила).
То есть, центр, конечно, есть, - но он ослабленный, демократический, ограниченный в своих функциях. И хотя ему приходится решать и стратегические вопросы, такие, например, как воссоединение Крыма с Россией, стратегия развития вооружений, выбор потенциальных союзников и т.п., но чаще тактические и оперативные. (Ещё хуже обстоят дела при так называемой «парламентской республике»).
Однако государственная стратегия страны - это, конечно, не отдельные задачи, а согласованный и продуманный план для всех сторон жизни на десятилетия или больше (сколько Бог даст), обязательный к исполнению всеми институтами власти. Пока же в России не только нет официальной идеологии, но нет и органа, ответственного за стратегию! И если завтра к власти придут коммунисты или агенты Запада, что, в принципе, возможно, то мы будем иметь резкий разворот: другие приоритеты и другую политику! И так каждые четыре или шесть лет!
Ясно, что Указы Президента и «ручное управление» не могут заменить стратегию. Для неё требуется «системный подход». Нынешняя ситуация с планами отражает уровень навязанного нам ещё в 1991 году тактического, то есть «периферийного сознания». В итоге мы живём в парадигме чужих (глобальных) стратегий (не только других государств, но и иных субъектов вроде «Римского клуба») и лишь пассивно реагируем, противодействуем чьим-то планам или поздно замечаем их, заведомо оказываясь в проигрыше. На «мировой «шахматной доске» нас принуждают играть «черными».
Поэтому главная проблема России - отсутствие Самодержавия.
Действительно, кто может сформулировать стратегию нашего движения в будущее, к которой будут вынуждены прислушиваться все, потому что это - навсегда? Администрация Президента? Совет Федерации? Государственная Дума? Совет Безопасности? Правительство? - Нет, у каждого из этих органов другие цели и задачи!
Кто защитит наше будущее от чужих стратегий? Кто хранит память поколений и традиции государства? Кто стоит выше всех ветвей власти, всех групп и сословий и независим от них, чтобы быть для всех одинаково беспристрастным судьёй, соблюдающим права и интересы каждого сословия ради блага нации в целом? Кто защитит нравственные традиции народа и его культуру от разного рода растлителей? Кто защитит слабых от сильных и бедных от богатых, чтобы сохранить нацию от гражданских конфликтов? Кто отвечает за заботу о духе, душе и теле народа, ожидаемую нашим, по сути, традиционным обществом? Кто может объединить народ и говорить со страной на понятном для всех языке веры и правды, истины и справедливости, как это всегда делали наши Государи?
Очевидно, что такого должностного лица в нашей властной вертикали - нет.
Кто, по благословению Божьему, предстоит ВСЕМОГУЩЕМУ ТВОРЦУ за весь наш народ, чтобы познать и принять к исполнению БОЖЬЮ ВОЛЮ о России и повести народ за собой? Кто отвечает за всё перед Богом? Кто должен хранить веру Православную от искажений, кто может соблюсти Святую Церковь от расхищения слугами антихриста, обличить ересь, коли такая заведется, и изгнать «волков в овечьей шкуре»? Кто может вымолить покровительство и помощь Божию в битве с врагами? Кому даны особые дарования и духовная сила для управления Третьим Римом - Россией?
К сожалению, такого государственного лица, обладающего великими духовными дарами и полномочиями, - нет.
Его свергла заблудившаяся в «европейских соснах» элита России в 1917 году.
нужен ли нам царь?
Из нашей истории следует, что государству Российскому Царь не просто нужен, он необходим. Всякий раз, когда мы лишались Царя, начиналась смута и иностранное вмешательство и требовались огромные усилия и многие годы, чтобы вернуть жизнь в нормальное русло. Так было после убийства царевича Димитрия Угличского, законного наследника Царя Иоанна Грозного. Так было и после свержения Государя Николая II.
По наблюдениям неангажированных историков Россия наилучшим образом правилась и процветала именно в Царское время, развивая свои материальные силы и приобретая территории. В условиях демократии или аристократии (напр. «Семибоярщина») Россия, напротив, - становилась слабой, раздираемой распрями, и теряла то, что было приобретено ранее. Всё это подтверждается историческими фактами.
Но есть еще одна сторона вопроса, которая отпугивает от монархии часть патриотов: готово ли к Самодержавию наше секуляризированное общество?
Мы, конечно, изменились за последние сто лет. Опыт разрушения Российской Империи и пережитого вслед за тем геноцида, опыт последних лет демократии, не могли не повлиять на национальную ментальность. Согласно социологии «за Царя» 8 лет назад высказывались около 30% наших сограждан. Сейчас, вероятно, больше. И очень многие были бы активно «за», если бы сквозь сплошную завесу мутной пропаганды СМИ до людей наконец дошло, что означает почти забытая Царская власть для нашего народа.
Но немало и тех, кто и сейчас готов сопротивляться «царскому режиму», даже если он им только мерещится. И дело не в одной коммунистической и масонской пропаганде, не утихающей и сегодня, застрявшей в головах лживыми штампами, а в более существенном… - В духе «мира сего», в неприязни к Истине, в духе противления, в нежелании отказаться от «подпольной» части своего «эго» и покориться Богу!
Иметь Царя, - это значит, иметь Страх Божий, значит, стать верноподданным, то есть покориться Царской и Божьей воле. Значит, ценить нравственность, нелицемерную любовь к ближним, понимать, что ты не центр мiра, а только малая и не самая сильная его частица, и возжелать исполнить волю Творца и Спасителя, Который приходит на помощь при нашем смирении и вере в Божий Промысл (заботу) о нас, грешных. Доверять Царю - значит признать, что лучшая политическая воля действует через Помазанника Божьего. Ибо вместе с Таинством Помазания ему даны особые дарования, необходимые для управления Державой. И от нашей верности Царю зависит наше вечное спасение и земное мирское благоденствие.
Все ли понимают, о чём речь? Без сомнения, - не все. И что самое прискорбное, даже в Церковной ограде. Давайте подумаем, почему о Царях наших редко вспоминает и, главное, о даровании Царя не молится Московская Патриархия? Вот было бы великое дело и истинное покаяние за трагическую ошибку 1917-го года! - Но нет. Царя у нас пока в церквах не призывают, и на такое дело, по светской привычке, не дерзают. (Будем надеяться, что скоро это «толерантное» время в Русской Церкви закончится).
Конечно, Царя не предусматривает система демократии. Но, главное, его как огня боится и ненавидит «пятая колонна» и коррупционеры-чиновники. Его не хотят мечтающие о власти оппозиционеры, и, конечно, не ищут служащие себе и Западу олигархи. Свобода и безответственность их привлекает, и это, одним словом, - либеральная демократия! Как тонко заметил Ф.М.Достоевский в «Записках из подполья» от имени «парадоксалиста»: лучше воля плохонькая, да моя, чем хорошая, да чужая. (То есть, говоря евангельским языком, все эти «парадоксалисты» больше «возлюбили тьму, чем свет»). И вот, что мы имеем в результате победы «подпольного человека», случившейся сто лет назад: некому стало заступиться за русский народ, не перед кем отвечать за грехи и преступления, а если украл и «придут за тобой», то можно «договориться»: зачем создавать лишние проблемы, если можно их решать к обоюдному удовольствию?
А с Царём точно - не «договоришься».
В то же время, человеком, имеющим близкий по содержанию набор светских полномочий, постоянно находящимся в поле зрения СМИ и решающим самые трудные вопросы, и оттого кажущимся порой Царём, является сегодня Президент России.
Но… должность Президента, при всём уважении к ней, хотя и важная, но отнюдь не царская, а временная, как бы ни хотелось видеть в его лице настоящего Царя. С нашей монархической точки зрения, это всего лишь демократическая имитация, лишенная духовных и правовых опор. (В СССР такой была должность «генсека» ЦК КПСС).
Президент связан по рукам и ногам обязательствами как перед теми, кто поставил его на должность (не путать с «электоратом»), так и перед теми, кому он, по закону, служит.
Решения Президента (на всякий случай, чтобы «не вышел за флажки») заранее ограничены параграфами безбожной конституции и другими хитрыми законами («сдержками и противовесами»), и, во многих случаях, требуют подтверждения от других «ветвей власти». А когда решение доходит до простых граждан, оно оказывается в руках обычных бюрократов, имеющих свои корыстные интересы и не боящихся наказания от начальства (ибо считают его себе подобным). Причем вязкая для добрых начинаний бюрократическая среда с её безчисленными согласованиями, волокитой, неформальными связями, круговой порукой и прочими «шпильками», продумана так, что у правильного президента, скорее всего, возникнут противоречия с другими органами власти. Так что решения, чаще всего, не приводят к благу народа, так как оно теряется из виду, пересекаясь с интересами «авторитетных» социальных групп. А в государственных делах нередко проявляется безнравственность: эгоизм, личная корысть, формализм, хамство, равнодушие и неуважение к простым людям со стороны депутатов и исполнителей-чиновников, не говоря уже о прямом воровстве и сознательном вредительстве «пятой колонны»!
Устраивает такая ситуация? Кого-то, конечно, устраивает. Но только не русский народ.
Разумеется, надо сделать оговорку: есть, конечно, и добросовестные чиновники и депутаты, которые вносят свой вклад в благо народа, честно исполняя свои обязанности. Без них система вообще бы встала. Но общая результативность власти не высока. Мешает коррупция, «бюрократические крючки», низкий уровень нравственности и профессионализма. Конечно, с этим можно и нужно бороться. И, безусловно, на эту борьбу уходят немалые силы и энергия власти. (То есть, уходят «в песок»).
Следует признать, что у нас мало пригодная для экономического (да и любого другого) «прорыва» система, явно не приспособленная решать задачи исторического масштаба. Власть без монарха как бы «распята на кресте» тех самых «сдержек и противовесов» (чувствуется опытная рука «архитектора» - врага рода человеческого).
И все же, субъектность государства олицетворена именно в Президенте, на которого общество, по неписанной исторической традиции, возлагает всю меру моральной ответственности за всё происходящее. А некоторые чуть ли не намеренно путают его с Царём. Справедливо ли? - Конечно, нет. Ни сил, ни полномочий у Президента явно для этого не достаточно… Разве кто- то хотел бы сделать из него «козла отпущения»?
Почему же мы ждём от Президента РФ того, что можем ждать только от Царя?
- Да потому, что в нашей генетической памяти живут укорененные в тысячелетней истории монархические прообразы отношения к высшей власти! Мы - народ монархический, и никакими краткими опытами демократии этого не исправишь. Для нас хорош лишь тот президент, который похож на Царя и ведёт себя как Царь. Такого мы будем уважать почти как Царя и почитать чуть ли не за Царя. А тот, кто не отвечает нашим представлениям о высшей власти, нам не нужен! (То есть, он будет восприниматься, как ряженый управдом Бунша из фильма Гайдая).
Конечно, мы со своими архетипами оказываемся в ложном положении, ибо, как и в СССР, на деле живём в ситуации коллективной ответственности, которая нередко оборачивается коллективной безответственностью. Пора осознать, что для повышения устойчивости и эффективности нашего государства необходимо внести в него ряд СИСТЕМНЫХ изменений духовного и конструктивного характера.
Президент совершенно прав, когда говорит, что необходим ПРОРЫВ в будущее. Но это должен быть прорыв в другое КАЧЕСТВО, подобно «оружию на новых физических принципах» а, значит, с другими целями и новыми инструментами. А для этого не достаточно обновления кадров, поскольку оно не затрагивает изъянов системы, которые воспроизводятся в каждом новом поколении управленцев.
На наш взгляд, развитие СТРАНЫ желательно сделать ОБЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ, для чего принять в совете с обществом СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН, чтобы вдохновить и мобилизовать на долгосрочную работу не только чиновников и специалистов, но и весь народ, внеся, таким образом, разумную идею взаимной полезности и ответственности и пробудив народную энергию творчества.
Вокруг этой задачи можно ВОЗРОДИТЬ единство народа. Чтобы, действуя сообща, дать каждому сделать свой полезный вклад в общее дело. Тогда, на наш взгляд, и возгорится в людях «скрытая теплота патриотизма», тогда и начнется народное творчество, на которое мы весьма способны. (Вспомним хотя бы, какой душевный подъём мы испытали во время присоединения Крыма!). В то же время, без соборного единства народа, без народного понимания и поддержки есть большой риск, что любые планы «повиснут в воздухе» и будут дискредитированы бюрократией.
И, что ещё более важно: чтобы остановить в России гибельные процессы, нашему НАРОДНОМУ ЕДИНСТВУ необходимо ещё обрести единство с Богом.
Как это возможно? - спросите вы.
Здесь нет ничего нового, поскольку ответ вытекает из повседневной практики Русской Православной Церкви. - Есть только один путь соединения с Богом, подтверждённый 150- летним опытом Святой Руси. По примеру наших предков, необходимо принести перед Богом соборное покаяние. (Как это делали предки наши, будет сказано ниже).
Не испытывая долготерпение Божие, нам, подобно блудному сыну, надо вернуться под кров любящего Бога Отца, соборно осудить богоборческую революцию 1917 года и её плоды, соборно осудить поклонение мамоне после 1991 года и его плоды, и, главное, не только на словах, но и на деле принести плод покаяния, то есть - вернуть в Россию дарованную Богом Царскую власть.
Не с «правды» олигархов и либералов, не с «правды» коммунистов и социалистов, не с «правды красных» и «правды белых», а именно, с правды Божией начнётся истинное возрождение страны. По слову святого Евангелия: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33).
За последние сто лет Господь на опыте дал нам понять, что только Царь-Помазанник Божий может быть сакральным центром нашей великой Державы, только воля Царя, руководимого Богом и опирающегося на народную веру и поддержку, свободного от конституционных пут в государственном творчестве и любящего свой народ, может гармонично созидать и управлять всем ходом национального развития, как уже было в нашей великой истории. (Например, без человеческих жертв, без бесплатного труда заключенных, со скромными техническими средствами XIX века, через тайгу, горы, реки и топи, при святом Государе Николае II-ом всего за десять лет была построена самая длинная дорога в мире - великая транссибирская магистраль)!
Принести покаяние это значит изменить своё сознание (что невозможно без Бога), увидеть и признать пагубность греховных идей, поступков и решений, которые не ведут к истине, решительно отказаться от них и никогда к ним не возвращаться.
Необходимо отказаться от глобального антихристианского проекта, вернуться к нравственному идеалу, отказаться от либерализма и «толерантности» ко всякому злу, от любой ментальной зависимости от безбожного Запада: от терпимости к коррупции, от поклонения мамоне, от жажды наживы, от всякой безнравственности в политике, от проповеди сексуальных извращений и бесстыдства, от глобальной «поп» и «рок» культуры, от идеологии потребительства, от диктатуры глобальных СМИ и западных стандартов безбожного «образования», от культа насилия, наркотиков, нравственно и религиозно неприемлемых технологий… - значит, поступить по слову Святого Первоверховного Апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какое согласие между Христом и Велиаром?.. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями...» (2 Кор. 6:14-18)
Вместо поклонения идолу антихристианской «демократии» русские люди должны вернуться на свой исторический путь: к вере в истинного Бога - Святой Троице, и к своей национальной государственности: Самодержавной монархии во главе с Царём - Помазанником Божиим, отвечающим перед Богом за весь народ, исполняющим не волю меньшинства или волю большинства, а всеблагую волю Божию как свой личный религиозный долг.
Такое традиционное Богоугодное государство будет иметь несомненную ценность и благодать Божию. Такая власть будет соответствовать нравственному идеалу нашего народа, а своим Духом, внутренней непоколебимой сплоченностью и дисциплиной сможет надёжно служить Богу и Отечеству и противостоять антихристу. И, наконец, кончится время либерального глума и блуда внутри России, и Господь будет с нами!
А если Бог с нами, то кто против нас?!
НАРОД В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Пора напомнить нашу традиционную формулу бытия на земле, открытую нашими далёкими предками в глубине веков и получившую оформление в середине XIX века в докладе министра просвещения Российской Империи графа С. С. Уварова Царю Николаю Первому: ПРавославие - самодержавие - народность.
Повторим: эта «официальная формула» устроения Русского мира не была выдумкой графа или Государя Императора: так была осмыслена формула русского исторического бытия.
Русскую государственность от Крещения Руси отличает не только САМОДЕРЖАВИЕ, но сочетание всех членов этой формулы. В их числе, столь неожиданная НАРОДНОСТЬ, не замеченная в других монархических государствах прошлого. Позднее мы покажем, как наша НАРОДНОСТЬ воплощалась в русской истории.
А теперь взглянем на самую уязвимую часть современной (демократической) социально-политической системы - общество. На него направлены все виды разрушительных воздействий, изобретенных слугами лукавого за многие века человеческой истории.
В широком смысле, общество - это всё население страны, или, как всегда было принято именовать, - народ.
Правда, вследствие либерального извращения понятий, под народом сегодня обычно подразумевают безликие ограбленные «массы» («электорат»), представляющие для либералов объект предвыборных манипуляций. Активную же и выделяющуюся доходами часть - потребителей львиной доли «общественного пирога», - уважительно именуют «гражданским обществом». Это разделение для либералов ХХ-ХХI веков так же важно, как для коммунистов деление на «номенклатуру» и «рядовых», поскольку отвечает их понятиям об «избранности» в управлении. Мы же, по- русски, считаем такой подход порочным.
По нашей древней православной традиции, все люди и все сословия равны перед Богом (как на суде Божием). Да, в жизни мы отличаемся каждый по дарованным Богом талантам и своему служению, связаны друг с другом иерархическими связями, а перед Богом все равно ответственны, ибо все призваны служить Богу и ближнему, все включены в Промысл Божий и Его всеохватную Божественную любовь. Каждый человек несет в себе образ Божий и своё от Бога задание. А все вместе мы - одна семья - народ Божий, братья и сестры во Христе Иисусе! Таков русский, отвечающий вере, взгляд на мiр.
Господь сказал своим ученикам: «…кто из вас больше, будьте меньше, и начальствующие, как служащие» (Лк. 26) Эта заповедь Христова переворачивает фарисейские и языческие представления об иерархии, не отменяя иерархию как таковую. Нет, и не может быть в православии социально избранных и социально отверженных: ни людей, ни наций, ни сословий. Наоборот, первые должны служить последним. В этом православное смирение перед Господом и исполнение Его заповедей любви.
Избранные всё же есть, но это духовно избранные, - те, которые откликнулись на призыв Божией любви, и им дано нести спасительный крест служения Богу и ближнему. Есть и духовно отверженные по собственной воле, - те, кто не внял призыву Божию, потому что «полюбили тьму больше, чем Свет» (Ин 3:19), и сами отреклись от Бога.
В этом заключена духовная свобода личного выбора и духовное равенство, отличное от коммунистического уравнения (одинаковости) и либерального «равенства возможностей» (которого в природе не существует). «Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» - напоминает Апостол Павел (I Кор. 7:23). Отсюда и удивлявшее иностранцев до революции отсутствие сервилизма в характере крепостных крестьян, и братское отношение командиров к солдатам, и высокое достоинство русского человека, знающего и помнящего о своей бессмертной душе и своём служении.
Государю же издревле, по православному обычаю, когда ещё не было в России «малого народа», прилежало заботиться о всех, без исключения, чинах и званиях большого народа и учитывать мнение народное. Поэтому, следуя традиции и понятию о справедливости, под обществом мы подразумеваем весь народ, всё его соборное тело.
Разумеется, народ состоит из разных людей, социальных групп и слоёв, разделённых по образу и характеру своего служения, а внутри тоже есть свои расслоения по разным признакам. Но это не причина для того, чтобы не рассматривать общество как целое (народ) в качестве субъекта отношений. Его субъектность проявляет себя в истории.
У каждого народа есть общая воля и общие ценности, объединяющая волю и ценности большинства входящих в него групп, поскольку объединено оно материальной и духовной целью высшего порядка (по отношению к частным) - целью совместного выживания и совместной волевой деятельности для блага настоящего и будущих поколений.
При этом у русского народа, как у народа Третьего Рима, есть и ещё одна высшая цель, прямо вытекающая из нашего национального Призвания, - сохранение и всемирная проповедь спасительной святой Православной веры. Причем, не только словом, но и делом, самим образом жизни и державным служением Божьего народа.
И вот, несмотря на решающее значение для существования общественно-политической системы, народ как субъект в современных общественно-политических отношениях не представлен. Его субъектность атомизирована, или выглядит разделенной на части, то есть, совсем не очевидной. Народность подавлена демократической «социальностью».
Однако эта субъектность существует и, в определенных обстоятельствах, проявляет себя если не через прямое действие, то через общее переживание. И это то, что именуют: душой народа. Например, в упомянутом одобрении воссоединения Крыма с Россией, или в общем переживании какой-нибудь нередкой теперь масштабной трагедии, или в неприятии антинародных реформ, или в воспоминании Великой Победы, или в общем Празднике Рождества Христова, и конечно, в Светлом Празднике Пасхи Христовой!
И, что очень важно, наш народ обладает собственными традиционными ценностями, которые изначально нравственны и религиозно мотивированы, восходят к генетически унаследованной из поколения в поколение вере в Спасителя, и содержатся в Его учении. Эти фундаментальные ценности могут заметно расходиться с «ценностями» тех или иных публичных лиц и групп, которые вызывают в народе раздражение и неприятие.
Зная это, к народу апеллируют политики, о нем как об объекте управления не забывают различные службы государства, его зондируют социологи, его агитируют и зомбируют СМИ, его обслуживает и эксплуатирует капитал, однако его собственного голоса как целого в повседневных условиях так и не слышно, хотя политические демагоги от его имени и делают порой различные заявления.
«А как же наш парламент - спросит иной вдумчивый читатель. - Разве не для этого по Конституции РФ созданы выборные органы, чтобы представлять народ? Ведь при демократии источник власти - народ, и он на выборах делегирует свою власть депутатам, не так ли? - Ну, да, конечно. Так пишут во всех демократических конституциях, списанных с конституции американской. Однако в реальности всё не так просто.
Парламент - это, безусловно, необходимый государству законодательный орган. Но для современного общественного сознания давно не секрет, что выборные органы недаром именуются государственными, ибо они, на деле, не представляют народ (даже слово «народный» из наименования депутатов исчез в 90-х). Теория «делегирования» не выдерживает проверку практикой. Партийная система и профессионализация депутатов превращают парламент в самостоятельный субъект общественно-политических отношений, со своими особыми ценностями и интересами, удовлетворение которых - в руках олигархии и чиновников. Воля народа, если и интересует кого-то во время выборов, то после выборов, как правило, или искажается, или забывается, или просто не принимается во внимание. Это убедительно показано в трудах русских мыслителей XIX - XX в.в., посвященных критике западной демократии: К.П.Победоносцева, И.А.Ильина, Л.А.Тихомирова и других. Мы и сами за последние 25 лет не раз имели возможность в этом убедиться.
Не случайно сначала на Западе, а в 90-е годы и у нас, была предпринята попытка формирования «гражданского общества». У нас придумали даже его высший орган. Казалось бы, что это за масло масляное? Создавать в России наряду с Парламентом и различными Общественными советами при Министерствах ещё один общественный «высший орган гражданского общества» - «ОБЩЕСТВЕННУЮ ПАЛАТУ»? Но, нет же! Понадобился как орган имитации общественного мнения, материализуя, на деле, интересы «малого народа». Да и формальная роль, отведенная ему «политтехнологами», не позволила бы создать ничего, кроме синекуры для бывших чиновников. Понятно, что авторитет в глазах народа у этой общественной структуры - «около нуля».
«Так что же хочет сказать автор, - спросит въедливый читатель, - не то ли, что народ как субъект политических отношений может высказывать своё мнение, только собравшись в миллионные уличные толпы, о которых мечтают радикальные оппозиционеры?»
Нет, конечно. У нас имеется исторический опыт подлинно народного представительства, восходящий своими корнями к истории Святой Руси, опыт мирного разрешения и предупреждения социальных конфликтов, и это - ЗЕМСКИЙ СОБОР.