Царское образование
В 1903 году Владимирская земская управа провела мероприятие, которое сегодня назвали бы социологическим опросом. Суть мероприятия заключалась в следующем. Входящий в состав управы статистический отдел опросил крестьян Владимирской губернии, задавая им вопрос: какие книги крестьяне находят «полезными и желательными». Ответы распределились следующим образом: 61% опрошенных, что «божественные», 18% — «сельскохозяйственные»…
Стоп, стоп, стоп! Как же так? Нас ведь так долго убеждали, что царская «лапотная Россия» была сплошь безграмотной и только большевики наконец дали образование народу. Все мы помним картинки в советских учебниках, на которых крестьяне под диктовку комиссаров повторяют по слогам: «Мы не рабы, рабы не мы». Но в случае опроса 1903 года мы видим, что крестьяне отвечают на вопросы по поводу прочитанных ими книг. Причем не на вопрос: «вы прочитали хоть одну книгу», а отвечают про то, какие книги им видятся «полезными и желательными». Согласитесь, чтобы читать книги, надо как минимум знать грамоту, а чтобы выбрать «полезные и желательные», надо прочитать не одну книгу. Да и статистический отдел земской управы тоже из безграмотных людей не организуешь.
Большевики, обосновывая «закономерность и необходимость» своего захвата власти, создали немало чёрных мифов о России до 1917 года. Одним из таких мифов был миф о «безграмотной лапотной России». Вдалбливая советским детям ложь про безграмотную дореволюционную Россию большевики игнорировали вопрос о том, как в забитой и безграмотной России могли появиться такие известные на весь мир имена ученых и конструкторов, как создатель периодической системы элементов Дмитрий Иванович Менделеев, изобретатель первого телевидения Владимир Козьмич Зворыкин, создатель первых тяжёлых бомбардировщиков, а позднее и первых вертолётов Игорь Иванович Сикорский, или пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (ученик Менделеева), чьи удивительные цветные снимки показывают нам сегодня, какой на самом деле была Российская империя Николая II.
Порой доходит до курьезного. Скажем, родившийся в 1880 году «отец советской науки» А.Ф.Иоффе, именно при царе закончил Полтавское реальное училище, в 1902 году окончил Санкт- Петербургский технологический институт, а в 1913 году был уже профессором. Или «отец современной механики сплошных сред» С.П.Тимошенко, который также учился с Иоффе в реальном училище и в 1901 году окончил Петербургский институт путей сообщения. А создатель науки об аэродинамике Николай Егорович Жуковский, работы которого оказали важнейшее значение для всей мировой авиации? И не забудем знаменитого советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, который не только получил базовой образование в царской гимназии, но и продолжил его с 1908 года в Императорском техническом училище (позднее МВТУ). Список можно долго продолжать.
Эти имена приходят на ум сразу же, когда речь заходит об образовании и науке. Их все объединяет не только то, что эти люди совершали свои открытия в нашей стране, но и то, что свое начальное, среднее и высшее образование получили в Российской империи. Не надо обладать большой прозорливостью, дабы понять, что в безграмотной стране все этим имена не могли бы появиться в принципе.
Так что же все-таки было с пресловутой грамотностью в царской России? Попробуем разобраться.
Необходимость систематического знания и обучения русские цари понимали давно. Еще в 1782 году императрица Екатерина II создала Комиссию об устройстве народных училищ. Результатом деятельности этой комиссии стал Устав народным училищам, вышедший в 1786 году. Система предполагала развивать в губернских городах народные училища с пятилетним курсом, а в уездных — малые народные училища с двухлетним курсом обучения. В 1790-х годах в школах обеих ступеней обучалось около 20 тыс. учеников. В 1801 году было учреждено российское Министерство народного просвещения, которое занялось дальнейшим развитием народного образования. В российских городах ячейками такой системы стали гимназии и реальные училища (первоначально, до 1871 года, называвшиеся реальными гимназиями). Гимназии давали более классическое образование и путь из них вёл в те высшие учебные заведения, которые сегодня назвали бы гуманитарными. Реальные училища делали акцент на естественных науках и не случайно многие выпускники реальных училищ затем поступали в технические вузы империи.
Что касается сельской местности, то распространением образования там занимались церковные школы, которые получили название церковно-приходские. Церковно-приходское образование распространялось параллельно гимназическому и началось более чем на век ранее. Церковные школы в России появились еще в XVII веке. Первыми такими заведениями можно считать созданную в 1653 году школу Чудова монастыря и школу Спасского монастыря, открытую в 1665 году. К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, которые, собственно, и следует считать церковно-приходскими школами.
Российские церковные школы были двух видов: одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, а с начала XX века — трёхгодичные). К 1917 году в Российской империи существовало уже около 40 тысяч церковно-приходских школ. В одноклассных школах изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику и чтение. В двухклассных школах дополнительно изучалась история и церковнославянский язык.
Кроме того, в России существовала такая форма начального обучения, как «семейные школы». Семейные школы не регламентировались никакими законами и не попадали в статистику. Представляли они из себя собрание детей, которых в одной из изб обучали грамоте один или несколько грамотных крестьян. Такие «семейные школы» появлялись там, где по тем или иным причинным дети не посещали церковно-приходские. Чаще всего причиной было нежелание родителей отдавать детей в официальную школу.
Помимо церковно-приходских существовали еще т.н. земские школы. С 1908 года государство приняло на себя многие материальные обязательства: оплату труда учителей, обеспечило льготный кредит для строительства школ, уездные земства приняли на себя строительство новых школ, подбор персонала, снабжение учебниками, губернские земства занялись подготовкой учителей
Сочетание широкого общественного интереса к школьному делу, возросшей активности земств и государственного субсидирования привело к бурному развитию начальной школы в период 1908 1914 годов. Перспективные планы земств к 1914 году преимущественно состояли в построении школьных сетей, обеспечивающих начальное образование для всего сельского населения, и в полном переходе на четырёхлетние одноклассные училища с двумя учителями, размещённые в собственных специально построенных зданиях. Расчётный срок реализации этих планов был разным в различных губерниях и уездах — от 1915 1916 годов до 1925 1930 годов.
Чтобы оценить масштаб деятельности царского правительства в плане модернизации всей системы начального образования, имеет смысл заглянуть в книгу Б.Л.Бразоля «Царствование императора Николая II в 1894-1917 гг. в цифрах и фактах». Это весьма скупой на слова, но очень объемный статистический труд, на богатом материале дающий представление о Российский империи времён Николая II. Есть в брошюре и раздел «Народное образование», который чуть ниже мы рассмотрим. Но сперва пара слов об авторе.
Борис Львович Бразоль родился в 1885 году в Полтаве в старинном дворянском роду. Окончив гимназию, он поступил на юридический факультет в Санкт-Петербургского университета. Как и многие студенты той поры поначалу увлекся марксизмом, много интересовался историей рабочего вопроса. После окончания университета поступил в министерство юстиции, в котором сразу показал себя эрудированным и перспективным сотрудником. В 1916 году в качестве военного следователя по особо важным делам Б.Н.Бразоль был командирован в США для расследования слухов о возможных злоупотреблениях при закупках для русской армии. Расследования опровергло слухи, то есть злоупотребления не подтвердились.
После октябрьского большевистского переворота Бразоль предпочел остаться в США. После событий в России остатки марксистских взглядов (если они у Бразоля еще были), улетучились. Он стал одним из активных деятелей русской культуры в эмиграции. Так, в 1935 году Бразоль стал одним из основателей Общества русской культуры им. А.С.Пушкина в Америке. Борис Львович Бразоль был избран председателем и возглавлял Общество в течение 26 лет. Он написал немало статей и брошюр, в том числе и вышедшую в 1959 году работу «Царствование императора Николая II в 1894-1917 гг. в цифрах и фактах». В этой работе Бразоль со всей тщательностью юриста и следователя рассмотрел все важнейшие аспекты царствования Николая II. Разумеется, не могло быть и речи, чтобы эту работу увидели советские граждане — ведь большевики очень заботились о «правильном воспитании» советского человека в духе ненависти ко всему, что имело отношение к царскому строю, а работа Бразоля просто ставила крест на всех большевистских агитках.
Бразоль пишет, что в царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. Менее чем за 20 лет кредиты, выделенные Министерству народного просвещения, с 25,2 млн. рублей возросли до 161,2 млн. Причем сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (военные и технические школы), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70 млн руб. в 1894 г. до 300 млн руб. в 1913 г. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры — полумиллиарда рублей золотом.
С 1908 г. начальное обучение сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 тысяч школ. В 1913 г. число их превысило 130 тысяч. Если бы не революция, то обязательное начальное обучение стало бы совершившимся фактом на всей территории царской России не позднее 1925 года.
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в XX веке первое место в Европе, если не во всем мире. Следует также отметить, что в то время, как в западных странах, особенно в США и в Англии, плата за обучение в высших учебных заведениях колебалась от 750 до 1250 долларов в год, в царской России студенты платили от 50 до 150 рублей в год, т..е от 25 до 75 долл. в год (по тому курсу). При этом неимущие студенты очень часто освобождались от какой- либо платы за обучение.
Как видим, большевистские утверждения про «неграмотную Россию» являлись (да и сегодня еще подчас являются) не более чем черным мифом, призванным опорочить нашу историю и историю деятельности русского Самодержавия.
В финале статьи хочется затронуть еще вот какой вопрос. Рассуждая о качестве образования до революции, сравнивая его с образованием в советское время или, даже, в нынешнее, многие упускают из виду главный момент. Дело в том, что образование в начале XX века и более раннее время осуществлялось людьми верующими. Если, например, говорить о Дмитрии Ивановиче Менделееве, только как о создателе Периодический системы химических элементов, то будет упущен очень важный аспект его личности — глубокая вера в Бога.
Образование не является самоцелью как таковой. Образование раскрывает новые возможности человека, но эти возможности всегда останутся однобокими без Веры. Случайно ли, что все самые значительные мировые открытия (открытия XIX — начала XX в.в.) — не только в России, но и в Европе — сделаны верующим людьми? Известная сентенция гласит, что Знание — это Сила. Но Сила без Веры слепа. И не случайно ли — снова зададимся этим вопросом — что знания, полученные верующими людьми прошлой эпохи шли на улучшение жизни людей, а знания, которые использует современный секуляризированный человек, постепенно превращают нашу жизнь в преддверие Ада? Что толку в знании, если его итогом становятся таблетки от беременности, виртуальные сервисы для развращения молодежи или QR-коды, превращающие целые страны в электронный концлагерь?
В этом коренное отличие системы образования царской России от того, что пришло ей на смену в атеистическом государстве большевиков. Финалом советской атеистической системы образования стало то, что людей, приобщенных к знанию по формальному признаку стало сто процентов. Но каково было качество этих советских людей последней эпохи СССР? Мы это помним. Кажется, никогда ни одна эпоха не порождала такого количества бандитов, воров, падших женщин, мздоимцев всех мастей, обманщиков и просто опустившихся обывателей. Состояние советского общества накануне исчезновения СССР можно уподобить разве что состоянию погрязшей в материализме и сластолюбии безбожной французской аристократии накануне 1789 года. Знание у них было. А вот Бога не было — что и привело к чудовищным последствиям. Это же справедливо для современного Запада. Необразованных людей там нет. Но каково качество этих людей — мы видим по плодам деяний рук их.
Россия постепенно выходит из состояния советского атеизма, которое словно морок овладело народом на десятилетия. И будем надеяться, что в ближайшем будущем появится новая система образования нашей страны, которая возьмёт всё то лучшее, что было в царском образовании и самое главное — получит твердое понимание того, что без Бога формально навязываемое образование дает обратные результаты и часто лишь помогает приходу Зла в наш мир.