КАТЕХИЗИС ДЛЯ ВОИНОВ
Ответы на вопросы и, размышления о войне и воинском звании с извлечениями из его проповедей.
I. Краткая наука нравственности для воинов
Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им; никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3: 14).
Вопрос. По какому случаю воины имели с Иоанном Крестителем этот разговор?
Ответ. Когда Иоанн Креститель, обличая во грехах приходивших к нему разного звания людей, называл их порождениями ехидниными и требовал от них плодов, достойных покаяния, т.е. исправления жизни, тогда и весь народ, а в особенности воины, спрашивали его, что им делать для спасения душ своих.
Вопрос. Из каких слов Иоанна Крестителя можно вывести заключение о звании воинов вообще?
Ответ. Из тех, в которых он звание воинов одобряет и почитает так же, как и другие звания, способствующие благочестию, добродетели и спасению души, ибо не советует воинам выходить из своего звания.
Вопрос. Какие из слов Иоанна Крестителя можно заимствовать как особенные наставления для воинов?
Ответ. Те, в которых ясно излагаются три особенных нравственных правила для воинов:
1) никого не обижайте, т.е. не поступайте ни с кем нагло и насильственно;
2) не клевещите, т.е. когда, например, находясь на страже, должны будете свидетельствовать о том, что случилось во время стражи, на глазах ваших;
3) довольствуйтесь своим жалованьем, т.е. содержанием, какое вам определено должностью и какое на вас возложено званием, в какое вы поставлены.
Перед лицом Бога мира, видя собрание сынов брани*, что помыслит, что скажет Церковь, служительница Бога мира?
Не будем ли тем сильнее вопиять к Богу о мире, чем явственнее напоминает о брани это множество воинов, испытанных в искусстве брани и среди мира и отдыха к брани готовых?
Когда, наконец, по пророчеству, перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать? (Ис. 2: 4).
* Большинство слов и речей митрополита Филарета, выдержки из которых здесь помещены, произнесены во время Севастопольской кампании.
И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани?
Однако Господь, называемый Богом мира (Рим. 15: 33), не называет ли Себя также и Бог воинств? (1 Цар. 17: 45).
Не Бог ли научает руки верных Своих на ополчение, персты... на брань? (Пс. 143: 1).
Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей?
Не войной ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю обетованную?
Не Ангел ли Божий соделал гумно Гедеона военно-учебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над Мадианитянами?
Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его не только тогда, когда он извлекал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя и не из лука стрелою, а камнем из пращи?
Равноапостольный царь Константин для чего первее всего употребил Крест Христов, только что им познанный? Для братии и победы.
Итак, Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большей частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы победитель не позволял заржаветь своему оружию.
Итак, православные воины, словом Давидовым говорит вам Святая Церковь, приглашая в то же время и вас говорить с нею:
Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани (Пс. 143: 1).
С утешением видим вас, идущих на защиту Отечества. Исполняйте священный долг, и тем лучше исполняйте, что на этот подвиг вас призвала свободно ваша добрая воля и любовь к Отечеству. Тем паче благословит вас Бог, любящий добровольные жертвы, тем более признательно будет вам Отечество, если подвиг, так ревностно начатый, столь же ревностно продолжите и совершите.
Если бы на какой дом напали разбойники, кто из семейства, имея силу и возможность, не восстал бы на защиту себя, своих близких и общего достояния? Не с большим ли самопожертвованием должно восстать против врагов, которые на великий дом наш, на Россию, напали без правды и, нарушив законы честной войны, позволяют себе разбойнические хищения и опустошения?
Некогда, во время нападения иноплеменников на землю народа Божия, Иессей трех старших сынов своих послал на брань за Отечество; а младшего Давида посылал потом доставлять им пищу в походе, и этот носитель пищи сделался внезапным воином и победителем врагов. Как праведные жертвуют Отечеству тем, что имеют любезнейшего, так и праведный Бог дает благородному самопожертвованию дивную помощь и силу.
Братия, по вере и вы - народ Божий, продолжайте и подвигами являть в себе народ Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия.