Творить волю Божию, а не свою - священный долг каждого члена Союза Русского Народа
"Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная"
Апостол Павел - Послание к Римлянам 12:2
Как часто в молитве домашней и церковной мы говорим: «да будет воля Твоя», но порою нам даже в голову не придет задать себе вопрос: «А какова воля Божия в данном случае?». Мы порою творим свою волю, реализуем свои хотения, не задумываясь над тем, чего же «хочет Бог?». А если и задумываемся, то не знаем, а как же узнать волю Божию. К большому сожалению, этой науке наук, которая «лежит в основе всего» (старец Иосиф Исихаст) не уделяем должного внимания ни мы сами, ни наши пастыри. Нет сомнений — если бы мы, православные христиане, стремились творить волю Христа-Бога, а не свою, это позволило бы нам избежать многих недоразумений, конфликтов, разногласий, расколов, трагедий. Ниже приводится краткий обзор этой науки так необходимой для сохранения мира в душе, в семье и в Отечестве. Науки, без познания которой невозможно спасение души в Вечной Вечности, невозможно спасение России.
1. КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ ПУТЕМ РАССУЖДЕНИЯ И МОЛИТВЫ
Как из непостижимых судов Божиих мы можем узнать Его святую волю?
В течение всей жизни мы должны часто повторять изречение царственного пророка: "Правда Твоя, Господи, как горы Божии; суды Твои — великая бездна" (Пс.35,7), бездна весьма великая; бесконечно великая!
Каким образом можно познать волю Божию во всяких делах?
Вопросу о том, каким способом можем мы познавать волю Божию во всяких делах, удовлетворит то, если мы здесь укажем на некоторые установления, или положения, через которые удобно открывается воля Божия; назовем их для краткости заповедями.
Заповедь первая. Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, — согласно с волею Божиею.
Заповедь вторая. Воля Божия изъясняется для нас законом Божиим и Церковными постановлениями.
...Божественный Павел Апостол говорит: "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Римл. 12,2). Благая воля Божия заключается в десятословии (десять заповедей Божиих); Богоугодная — в Евангельских советах, совершенная, требующая, чтобы все, заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на небеси.
Заповедь третья. Эта заповедь предписана Апостолом Павлом в Первом послании к Солунянам (1 Сол. 16-22). "За все (как доброе, так и неприятное) благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе".
Заповедь четвертая. ... законно избранные, истинно по-христиански живущие объяснители нам воли Божией в наших недоразумениях (например, духовники, пастыри) о ней; это — духовные и мирские судьи нашей совести, к ним относятся из мирян родители, училищные наставники, воспитатели и все законно поставленные истинные правители человеческих обществ...
А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: "У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным" (Товит. 4, 18); последовав сему, не раскаешься... "Остановитесь на путях своих", т.е. обратите все ваше внимание на дела свои, — говорит Господь чрез пророка Иеремию — "и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, идите по нему и найдете покой (прохлаждение, утешение) душам вашим" (Иерем. 6, 16).
Заповедь пятая. Если же время и место не позволяют испросить совета, человек сам в себе должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной: как поступить ему согласно с нею в предстоящем ему деле и Бог не оставит молитвенного его желания — во всем исполнять волю Божию, — и неожиданно разрешит его сомнение.
Сомневающийся должен при этом вникнуть в сомнительное дело внимательно и обсудить обе или все его стороны. Рассмотрев дело со всех сторон, и сопоставив его с заповедями Божьими и Евангелием, мы должны последовать воле Божией, делать угодное Богу, а не то, что угодно нашему самолюбию и плотоугодию...
Во всех сомнительных суждениях весьма полезными советниками бывают два советника: разум и совесть. Если оба они займутся исследованием сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное разрешение о том, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волею Божиею?
Заповедь шестая. К познанию воли Божественной весьма много споспешествует молитвенное обращение к Богу с вопрошением: "Господи! что повелишь мне делать?".
Так поступил Апостол Павел, когда на поле внезапно осиял его невыносимый для очей свет, и он пал на землю и услышал голос: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? — Он в ужасе и трепете спросил: Господи! что повелишь мне делать? (Деян. 9, 3-6). Эту молитву полезно повторять часто; но самое благоугоднейшее для частого ее усугубления время то, когда мы со страхом и трепетом приступаем к принятию Божественных и Пречистых Таинств Тела и Крови Христовых; сознавая всецело свое недостоинство для восприятия Их, мы должны всею душою и сердцем молить нашего Искупителя: Господи, что повелишь мне делать? -Боговдохновенные мужи советуют беспрестанно содержать в уме и выражать словами: "Господи, я недостоин; но я сознаю в своем сердце: то, что Тебе приятно, то самое пусть будет и мне приятно; что я обещал, — буду держаться своих обещаний и исполнять их"...
Христос Богочеловек, по совершении, в третий раз молитвы в саду Гефсиманском об отклонении от Него смертной чаши, совершенно предав Себя в волю Отца Небесного, спокойно сказал ученикам Своим, отягощенным сном: "встаньте пойдем: вот приблизился предающий Меня" (Матф. 26,44-46). И так часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божие.
Заповедь седьмая. Кто искренне желает узнать волю Божию относительно предпринимаемого им поступка должен молитвенно обратиться к Богу говоря от всей души: "Господи! если бы я определенно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно, и совершил бы я, и потому я верю, что Ты невидимо вложишь в сердие мое мысль угодную Тебе".
Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать, как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложить всякое сомнение: он не прогневит тем Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение.
Если не найдется человека, способного к назиданию в том, Бог посылает доброго ангела, как послал Он Ангела во сне к Иосифу (обручнику), когда последний размышлял и недоумевал, как поступить с обрученною ему Девою в деле весьма важном... Так же Аврааму, рабыне Агари и другим многим людям были посылаемы Ангелы в помощь для отклонения их от разных заблуждений, или вместо Ангелов посылались верные люди для наставления.
Короче, Бог никогда не отказывает открывать тем или другим способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее; ибо человеколюбив Святый Дух Премудрости, Он удаляется от лукавства как истинный созерцатель нашего сердца и, как все объемлющий, знает всякое наше слово (есть ли оно истинно) и всем призывающим Его изобильно подается (Прем. Солом. 1,5-7).
Господь близок ко всем истинно ищущим Его, и волю Свою дивным и сладчайшим наставлением открывает им: "Волю боящихся Его сотворит, молитву их услышит, и спасет их" (Пс. 144,19), т.е. от всяких заблуждений или ошибок и опасностей.
В кн.: Как жить, Господи! Извлечение из творений Митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича. Москва 1996 г., с. 22-39
Мы всеми своими убогими силами старались проявлять повиновение и не огорчать старца, однако очень редко понимали смысл и главную цель духовного закона, в котором со столь великою ревностью наставлял нас старец. Я ... сделаю некоторые пояснения, касающиеся духовного закона... который, собственно говоря, и управляет людьми.
Мы видели, что старец никогда ничего не предпринимает, не помолившись. Когда мы задавали какой-либо вопрос о будущем или относительно следующего дня, он говорил, что ответит нам завтра, и цель его заключалась в том, чтобы этому ответу предшествовала молитва.
Наши желания были сосредоточены на познании Божественной воли. Действительно, каким образом человек может распознать ее? Старец же говорил нам: «Дети, неужели вы беретесь спрашивать о том предмете, который лежит в основе всего?».
Мы настаивали на своем с еще большим любопытством: «Но, старче, разве воля Божия не содержится в Писании и вообще в Божественном Откровении? А ведь мы монахи, и все в нашей жизни делается по установленному образцу. Так что же другое может вызывать у нас недоумение?». Старец отвечал на это так: «Да даст вам Бог разумение во всем» (2 Тим. 2, 7). Преподобный Нил Калабрийский молился, чтобы ему было дано «мыслить и говорить согласно Божественной воле».
Вообще говоря, добрые дела и исполнение всех остальных заповедей соответствуют воле Божией, однако конкретные детали, определяющие ее. остаются неизвестными. Ибо кто познал ум Господень? (Рим. 11,34). И еще: судьбы Твоя бездна многа (Пс. 35, 7).
Божественная воля бывает различной в зависимости не только от времени, но и от места, людей, предметов, так же как и от количественных данных, образа действия и обстоятельств. И разве только от этого? Сам человек, меняя свое внутреннее расположение, во многом изменяет и Божественный приговор. Так, что недостаточно знать общее выражение Божественной воли, но нужно знать частное — положительное или отрицательное — решение вопроса, о котором идет речь. Только тогда успех обеспечен.
Главной целью Божественной воли является изъявление и выражение любви Божией, поскольку именно преизобилие Его любви управляет всеми нашими шагами. Если мы, по слову апостола Павла, Живем ли или умираем, — всегда Господни (Рим. 14,8), то, следовательно, так же обстоит дело и с искомою волею. Сколько бы ни казалось, что она является нашей собственной волей или волей кого-то из окружающих нас людей, центром тяжести ее остается Божественная Личность. Чьею силой мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28). Помните молитву Господа в Гефсиманском саду: «Если возможно, да минует... впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26, 39)?
Всякое изъявление подчинения поклоняемой воле Божией, если в основе его не лежит любовь к Нему, рискует остаться простым человеческим усилием, или, лучше сказать, бессилием! Если мы, по слову апостола Павла, должны подчинять всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10,5), поскольку мы не свои (IKop. 6,19), то какой ответ возникнет в совести желающего быть послушным человека, если не будет известна воля Божия в каждом отдельном случае? Да и последующее Божественное благословение, и благодать, к которой мы стремимся, являются только при совершенном послушании.
Итак, если вы желаете узнать волю Божию, то совершенно откажитесь от своей собственной, равно как и от всяких иных мыслей и планов, и с великим смирением ищите познания искомого во время вашей молитвы, и то, что изобразится в сердце или ляжет вам на сердце, делайте, и это будет по Богу.
А имеющие большее дерзновение и привычку молиться об этом еще яснее слышат в своей душе Божественное извещение и становятся более внимательными к своей жизни, заботясь о том, чтобы не делать без Божественного извещения ничего.
Есть и иной способ познания воли Божией, к которому обыкновенно прибегает Церковь. Это совет духовных отцов, или духовников. Великое благословение послушания, которое благодетельно осеняет тех, кто почитает его, становится для этих людей средством познания неизвестных им вещей, покровом и силой для исполнения совета как заповеди, поскольку Бог открывается послушным как добрый Отец.
Совершенство послушания, заключающее в себе полноту добродетелей, уподобляет послушников Сыну Божию, Который был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2,8).
Подобно тому, как Иисусу дана всякая власть (Мф. 28,18) и все благоволение Отца, послушникам дается извещение Божественной воли и благодать, содействующая успешному и полному ее исполнению.
Вопрошающим духовных людей, чтобы узнать Божественную волю, надлежит знать следующее. Божественная воля не открывается магическим способом и не является относительной. Ее нельзя втиснуть в узкие рамки человеческой логики. Всеблагой Бог нисходит к человеческому бессилию и дает извещение человеку, однако, лишь при том условии, что этот последний, во-первых, безусловно, верит Ему и, во-вторых, смиряется, пылая жаждою познания Божией воли и будучи готовым, исполнить ее. В этом случае он с верою и признательностью принимает первое же слово духовного отца, к которому обратился за советом.
Но если эти условия, заключающиеся вере, послушании и смирении, не сопутствуют человеку, признаком чего бывает то, что он начинает прекословить, переспрашивать и, самое худшее, пытается спрашивать других духовников, то Божия воля скрывается от него, подобно тому, как солнце прячется за пробегающим по небу облачком. Предмет этот является тонким и требует большого внимания. Авва Марк говорит: «Человек дает совет ближнему по мере своих знаний; Бог же действует в слушающем по мере его веры». Непременное условие взыскания Божественной воли заключается в том, чтобы ищущий оказался готовым принять ее откровение...
Теперь и мне вспоминается, что происходило с нами, когда мы просили старца сообщить нам волю Божию. Опыт сразу же приучил нас без прекословия принимать первое же его слово как безусловную истину. Действительно, все получалось наилучшим образом, даже если с человеческой точки зрения казалось, что дела идут неважно. Мы знали, что если бы мы попытались каким-то образом прекословить, выставляя благовидные предлоги в поддержку собственной точки зрения, то старец уступил бы со словами: «Делайте, как знаете». Однако таинственная сила и покров успеха тем самым были бы потеряны для нас. Следовательно, «первое слово» духовного отца, принимаемое с верой и послушанием, выражало Божественную волю.
В более же общем своем виде данный предмет остается весьма запутанным и сложным, поскольку, как известно, Божественная воля не всегда известна даже совершенным. Так бывает, в частности, когда человек желает получить ответ в течение ограниченного промежутка времени. С другой стороны, затруднение может проистекать из состояния человека, задающего вопрос, если он в недостаточной степени освободился от страстных склонностей и желаний, так что действует и принимает решения под их влиянием. В подобных случаях необходимо терпение...
Главный наш вывод заключается в том, что распознание Божественной воли является одним из тонких и запутанных вопросов в нашей жизни. Это в особенности относится к тем, кто пытается узнать ее посредством молитвы. Хотя воля Божия и становится явною, по слову Господню: «Стучите, ищите, просите, и дано будет вам» (См.: Мф. 7,7), однако этому должны предшествовать терпение, испытания, искушения и опыт, чтобы исчезли страсти и собственная воля человека, которых гнушается чрезвычайная тонкость и чувствительность Божественной благодати.
В любом случае, является ли познание воли Божией трудным или требует терпения, необходимо постоянство в молитве, являющейся единственным средством нашего общения с Богом, от Которого мы и можем узнать Его Божественную волю.
О ПОЗНАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛИ. В кн.: Монах Иосиф. СТАРЕЦ ИОСИФ ИСИХАСТ. Житие. Учение. Перевод с греческого. Изд-е 2-е, исправленное. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Свято-Преображенский Валаамский мужской ставропигиальный монастырь. 2000 С. 138-144
Как человек узнает волю Божию? Упорным взысканием ее и отречением от собственной воли, ведь и Господь отрекся Себя, оказав абсолютное послушание Отцу...
Под влиянием несовершенства и преходящего, подверженного изменениям естества, творения приходят в столкновения с Божественной волей по той причине, что зачастую последняя не согласуется с их интересом и целями... По причине порчи и изменения, которым мы подверглись, Божественная воля, находясь в сфере домостроительства, стала подвижной и может изменяться, но упразднить ее невозможно, а лишь преобразовать, что и происходит ради нашей немощи, пока не придем в состояние равновесия.
В отношении нашей разумной природы Божественной воле угодно, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Однако равнодушие или слабость, или скудоумие человека заставляет Божественную волю менять свои намерения в нашем отношении, что неопытных и незнающих приводит в неудовольствие и уныние. Зная о том, что воля Божия безошибочна, мы не должны испытывать неудовольствия или роптать и отступать, но признать свои прегрешения и с верою подчиниться Промыслу.
Если «ни одна йота и ни одна черта не прейдет» (Мф. 5:18) и если «у вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30), какое мы имеем право жаловаться на кажущиеся нам нестроения, что случаются с нами в этом жалком состоянии? ... Не так Бог. Он, промышляющий о всей твари, Своих решений не отменяет, но изменяет способ действия отдельных составляющих и даже отдельных людей, для того, чтобы все устроить с наибольшей для нас пользой.
Познание Божественной воли зависит в значительной степени от личных наших усилий в поиске ее, от того, насколько мы отреклись от своей воли, несовершенной и страстной, и насколько следуем совету Церкви: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32:7).
Чистая совесть и решимость соблюдать с величайшей точностью то, в чем обещались Богу, так как ничего не ускользает от «испытующего сердца и утробы (Пс.7:10), дают нам возможность часто узнавать Божественную волю, поскольку в обоих случаях мы приближаем милость Божию. Если есть в человеке действительно страх Божий, сострадание и милосердие, словом все, что приятно Богу, тогда Он не скрывает Своей воли от тех, кто живет любовью, ибо и Сам есть Любовь.
Хорошо было бы, если б человек избегал просить у Бога открыть ему волю Свою грубым чувственным образом, как, к сожалению, поступают некоторые, потому что из-за нашей гордости мы можем легко соблазниться и поверить той информации, которую нам даст сатана.
Как человек узнает волю Божию? В кн.: Старец Иосиф Ватопедский. Афонские Беседы. 200? с.142-145
* * *
По расположению дел узнавай волю Божию.
Афонское правило
Старец Паисий Эзнепидис (1924 — 1994) со Святой горы Афон схимонах, большой аскет и подвижник пророк последних времен поведал архипастырю РПЦ, который не был уверен, что правильно относится проблеме идентификации, каким образом Господь открыл ему глаза на эту проблему. Старец молился, чтобы Бог дал решение этой сложной проблемы, с которой столкнулась Церковь. Особенно усердно он молился святой Евфимии.
Старец Паисий обращался к святой Евфимии так: «Святая Евфимия, ты, которая «томосом» решила великую проблему Церкви, изведи и сейчас из этого тупика Церковь!». Однажды утром, когда Старец читал последование третьего часа по чёткам, он увидел святую Евфимию, которая вошла чудным способом через закрытую дверь. В ходе беседы святая Евфимия показала старцу еще неведомые многим электронные документы. Она открыла старцу всю дьявольскую, сокрытую за безобидной на вид карточкой, сущность проблемы.
После посещения Старца Паисия ситуация для епископа стала предельно ясной.
В кн.: Пасхальная память, С-П, 2003, «Царское дело», изд- е 2-ое, стр. 105.
В кн.: иеромонах Христодул Агиорит Старец Паисий, Св. Покровская монашеская община, 2000, стр. 222-224.
2. КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ ПРИ ПОМОЩИ ЖРЕБИЯ
Не напрасно говорят у нас: «жребием владеет Бог» (Пс. 30:15-16). Приведем два примера, подтверждающие эту истину.
Господь посылал однажды пророка Иону на проповедь в Ниневию — столицу ассирийского царства. Но
Иона устрашился этого назначения на служение врагам своего отечества и решился бежать от лица Господня в
Фарсис; и вот, когда он плыл туда, на корабле, Господь воздвиг сильную бурю на море; корабельщики
побросали в море вес груз и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда все бывшие на
корабле сказали друг другу: «пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда». И
бросили жребий, и паль жребий на Иону... «И взяли Иону, и бросили его в море, и утихло море от ярости
своей» (Ион. 1:7,15). Известно, что Иона промыслом Божиим сохранен был невредимым во чреве кита, и
выброшен потом, чрез три дня, на берег морской совершенно здоровым, после чего Иона мог проповедовать в
Ниневии (Ион.2:1-11;3:4).
А вот еще случай более явного участия промысла Божия в жребии: когда пророк Самуил, по
повелению Божию, помазал Саула на царство (1 кн. Цар. 10: 1), в народе еврейском об этом никто не знал
еще; тогда Самуил созывает старейшин народа и других почетных людей и предлагает им, согласно их
желанию, избрать от среды себя достойнейшего человека в царя, кого укажет Сам Бог чрез жребий. Между
тем Господом уже был избран Саул и без жребия, на главу которого Самуил возлил елей в доказательство
того, что Бог посвятил его на царство. Собрались евреи, стали все по коленам своим, и начали вынимать
жребии, и паде жребий на хоругвь Вениаминю, в которой находились предки Саула. Отделили эту хоругвь и
стали призывать к жребию по племенам этой хоругви, и паде жребий на Маттариино, от которого
происходили родоначальники Сауловы; но как в этом племени было много молодых людей — мужей, и не
известно было, кого из них избрал Господь Бог, то стали вынимать жребий в третий раз, поименно, по мужам
этого рода, и паде жребий на Саула, сына Кисова, — на того самого, которого Бог давно уже и без жребия
избрал и посвятил в царя (1 Цар. 10: 20-21).
Следовательно, верно, что жребием располагает Сам Бог и каждому предопределен жребий уже давно, при самом рождении ею и даже ранее (Иерем. 1:5); а потому роптать на Бога за то, что Он не помог, например, призываемому к военной службе вынуть жребий счастливый, неразумно и грешно, так как этот ропот показывает, что человек не желает подчиняться воле Божией и не признает определение ее справедливым, забывая, что Бог всеблаг и правосуден.
Статья «Жребий». Жребием владеет Бог. В кн.: Прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Издание (репринтное) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992 с.289.
«И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Пустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам».
(Деян. 1:23-26). * * *
Еще была Она в Кипре у Лазаря четырехдневного, тамошнего епископа, и на горе Афонской, о чем так повествует инок Стефан Святогорец: "Когда ученики Господа нашего Иисуса Христа кинули жребии: кому какая страна достанется для проповедования Евангелия, Пресвятая Богородица им сказала: "И Я так же хочу с вами вместе взять жребий, чтобы узнать: какую страну определит Мне Бог". Приняв слова Божией Матери, они с благоговением кинули жребий, и Ей досталась земля Иверская.
В кн.: Жизнь Пресвятой Девы Богородицы по книгам Четьи-Минеям. Сост. Авдотья Глинка Изд-е четырнадцатое. М. 1904 с. 154-155
* * *
Прибегать к помощи жребия рекомендовал преп. Серафим Саровский.
Отец Кукша благословлял класть жребий: «Когда не знаешь, как в жизни поступить, положи жребий: напиши две записочки («сделать так-то» и «не делать так-то»), скатай каждую в трубочку, положи под икону и почитай акафист Матери Божией, а потом вынимай, не глядя, любую записку. Что в ней написано, то и выполняй. Но смотри, если положишь, да не выполнишь!", — и отец Кукша строго погрозил пальцем.
В кн.: Преп. Кукша Одесский. Житие.Акафист. Сост. Монахиня Варвара.
Изд-е Св.Успенской Почаевской Лавры. С. 39
* * *
Святая великомученица Евфимия Всехвальная совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 г. В этом городе в 451 году в церкви, где почивали её мощи, проходили заседания IV Вселенского Собора. Причиной созыва Собора было то, что Церковь была на грани раскола в связи с широко распостранившейся ересью Диоскора и Евтихия. В ходе бурных споров и прений участники Собора никак не могли придти к единому мнению. Тогда Святейший Анатолий Патриарх Цареградский, посоветовавшись с другими святыми отцами, предложил, чтобы обе противоборствующие стороны написали свой вариант исповедания веры. Оба эти свитка (томоса), запечатанные печатями были положены на мощи Святой Евфимии. Гроб святой был запечатан царской печатью, и к нему приставили стражу. Три дня участники Собора постились и молились. Когда на четвертый день печать с гроба святой была снята, то увидели, что свиток православного изложения веры святая Евфимия держит в правой руке, а свиток еретиков лежит у нее в ногах. Более того, святая, протянув руку как живая, подала Царю и Патриарху свиток с правым, православным изложением веры.
[Таким образом, благодаря тому, что через святую Евфимию (по сути при помощи жребия) участники Собора приняли решение узнать волю Божию удалось избежать раскола в Церкви в ходе работы IV Вселенского Собора. Н.Л.].
Воспоминание о чуде Св. великомученицы Евфимии Всехвальной. Из кн.: Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского. Кн. 11-я. Месяц Июль. М. Синодальная типография. 1910 с. 287-300
При помощи жребия избирался Святейший Патриарх Тихон.
* * *
При помощи жребия узнали волю Божию члены инициативной группы прежде чем приступить к созданию самой массовой воистину всенародной организации, реально противодействовавшей государственному перевороту 1917 года — Союза Русского Народа.
Вот как описывал это событие игумен Воскресенского миссионерского монастыря под Петербургом о. Арсений: «12 октября 1905 года Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием Союза Русского Народа. По чину святых Апостолов мы положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением». Как видим, организацию СРН благословила сама Царица Небесная! Вот в чем причины успехов Союза. Вот истинно-русский путь создания общественной организации!
В кн.: Вячеслав Клыков. Союз Русского Народа в борьбе за Россию. М. 2005.
Так иеромонах Флавий — духовник из пустыни Фиваиды пять раз приходил ко мне то каясь, то опять отрекаясь от православного учения. Наконец я просил Сергея Викторовича Троицкого заняться им отдельно, и он часа два с ним беседовал. Но и после этой беседы, на которой обстоятельно было разобрано все лжеучение, Флавий только тогда окончательно отрекся от лжеучения, когда, положив несколько поклонов, решил взять жребий «верить или не верить Синоду?». И, милостью Божией дважды вынимал «верить». Тогда он пришел ко мне и с видимым душевным волнением сказал: «Теперь я верю, так как повелел Синод». Спустя три дня он приходил еще раз, но уже не касался вопроса об именах Божиих.
Моя поездка на Старый Афон и плоды «великого искушения». В кн.: Архиепископ Никон (Рождественский) Козни врагов наших сокруши... Дневник. Мн., ЗАО «Православная инициатива» 2004. с.618
* * *
Часто можно было слышать его (Схиигумена Саввы. Н.Л.) слова: — Положите жребий, вопросите Матерь Божию...
Он одобрял тех, кто в трудных случаях жизни тянул жребий: «Жребий полезен тем, что отсекает твою волю».
В кн.: Схиигумен Савва. Изд-во «Русский Дом» 2001 с.85 и 243
* * *
Прибегал к помощи жребия и архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (1928-2002). В сложных ситуациях он усердно молился Богу, испрашивая у Него совета. Когда инициативная группа из Минска настоятельно требовала от него благословить восстановление Барколабовского монастыря, владыка, несмотря на то, что сам был против, снизошел к немощи мирян в целях сохранения церковного мира и велел бросить жребий. Чтобы не вводить в соблазн руководителей инициативной группы владыка не стал тянуть жребий сам, а благословил на это инока Мелетия. Воли Божией на восстановление Барколабовского монастыря не было. Как видим, в данном случае воля правящего архиерея совпала с волей Божией. А мирянам ничего не оставалось, как смириться под нее.
Автору этих строк владыка Максим однажды дал совет бросить жребий, сославшись на рекомендацию преп. Серафима Саровского, когда возникла необходимость в короткое время принять решение о целесообразности операции в связи с переломом шейки бедра у моей матери. Врачи травматологи высказывали различные мнения, а я хотя и врач по специальности, но не травматолог и не мог разобраться в данной ситуации. Дело осложнялось и тем, что в связи с собственной немощью (болезнью) я в то время не мог выехать в город, в котором проживала мать. Жребий мною был положен в виде двух записок: «оперировать» и «не оперировать» и после прочтения акафиста Божией Матери (Благовещению), как рекомендовал преп. Серафим Саровский, вытянут. Жребий показал, что воли Божией на операцию не было. Мама, хотя и не смогла более ходить, но, слава Богу, прожила еще десять лет.
3. МОЛИТВЫ ЧТОБЫ ПОЗНАВАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ
Молитва Господа в Гефсиманском саду (Мф.26, 39) Если возможно, да минует... впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
Молитва апостола Павла
Господи! что повелишь мне делать?
Молитва преподобного Нила Калабрийскийского
Господи, дай мне мыслить и говорить согласно Твоей Божественной воле.
Молитва старцев
Господи, я недостоин; но я сознаю в своем сердце: то, что Тебе приятно, то самое пусть будет и мне приятно; что я обещал, — буду держаться своих обещаний и исполнять их.
Молитва митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича
Господи! если бы я определенно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно, и совершил бы я, и потому я верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль угодную Тебе.
Молитва в недоумении как поступать
Господи, я человек грешный и не разумею как должно, но Ты, Милостивый, вразуми меня как нужно поступить».
Примечание: перед молитвой желательно положить три земных поклона; первый помысл, который придет на ум после молитвы — от Бога.
В кн.: Молитвенный щит православного христианина. Изд-е 2-е, испр-е и доп-е Воронеж. 1999. с.725
Молитва по соглашению
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли о всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего Иже на небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреди их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя и стеняще вопием Ти, Боже наш, даруй нам, рабам Твоим (имя рек), согласившимся просить Тя о (суть прошения, — например, о вразумлении как поступить, о познании воли Твоей в отношении...и т.д.).
Сего ради к Тебе прибегаем, яко Ты еси Бог наш и разве Тебе иного не вемы. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.
Ежедневная молитва свт. Филарета, митрополита Московского
Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не зрю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святой Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня иного желания, кроме желания исполнить волю Твою; научи меня молиться; сам во мне молись! Аминь.
Вопль к Богородице
О чем молить Тебя, чего просить у тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, все превозмогшая, — все поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила ее и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришел, стою и жду Твоего отклика, о Пресвятая Богородице, о Всепетая, о Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобою. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, повергаю к Твоим ногам, Владычице! Дай всем, Пресвятая Богородице, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе. Аминь!
Из журнала «Русский инок» за 1910 г.
ВСЯ СЛАВА БОГУ!
Николай ЛайшаЧлен Союза Русского Народа
г. Могилев, Беларусь