ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
НА ПУТИ К ИСТИНЕ
Некоторые публицисты на страницах своих изданий поднимают вопрос о «симфонии светских и духовных властей», применяя это понятие к современности. Зададимся и мы вопросом: нужна ли нам эта симфония и возможна ли она сегодня?
Неназываемая реальность
На сайте интернет-издания «Русская народная линия» недавно (10.04.2021) опубликована статья его главного редактора А. Д. Степанова с бросающимся в глаза заголовком: «Почему православные все время проигрывают? (Об уроках несостоявшегося возвращения архипелагу Северная Земля исконного названия)». Поводом к её написанию послужил отказ Законодательного Собрания Красноярского края в возвращении архипелагу Северная Земля исторического названия «Земля Императора Николая Второго», за что ратовала РНЛ вместе с инициатором кампании В. В. Рыбиным и депутатом ГД ФС РФ В. В. Зубаревым.
Отказ неприятный, но типичный. Федеральные и региональные власти РФ в очередной раз продемонстрировали своё непонимание, незаинтересованность, нежелание следовать доводам исторической правды и христианской совести. Таких отказов уже немало. И о наиболее вопиющем из них - об отказе московских властей переименовать станцию метро, названную в честь цареубийцы «Войковская», автор упоминает в своей статье, приходя к удручающему выводу, запечатленному в её заглавии. Но далее, в поисках причин этого явления, называет вялость и слабую организацию православных, неучастие иерархов, а также активность и организованность оппонентов... Всё перечисленное, наверное, имеет место. Однако автор умалчивает о том, как стало возможно такое стечение обстоятельств, которое противоречит декларируемой роли Православия в России.
Понятно, что вопрос этот серьёзный и жизненно важный. Ибо за ним стоит некая неназываемая духовная реальность. То есть, на наш взгляд, его следовало бы задать иначе: почему православные ценности сегодня в России не являются определяющими?
После десятилетий большевистских гонений, начиная с празднования Тысячелетия Крещения Руси и падения богоборческого режима, в нашей стране началось возрождение Русской Православной Церкви, которое продолжается и сегодня.
Конечно, процесс этот неровный. За тридцать с лишним лет он имел свои взлеты и падения. И состояние душ и умов бывших советских граждан, стремившихся в Церковь начале 90- х было не то, что сейчас. Религиозный энтузиазм поубавился. Люди входят в церковную ограду теперь без советского идеализма и энтузиазма. Да и в Русской Православной Церкви за прошедшие годы многое изменилось и не во всём к лучшему.
О нашем времени можно сказать, что утилитарный интерес к Православию в России заметно снизился. Мы привыкли к Церкви как явлению общественному, культурному и даже, в некотором роде, государственному. Эффект «запретного плода» давно пропал. И за прошедшие 30 лет почти все могли познакомиться с церковной жизнью и выбрать для себя: участвовать в ней или не участвовать. И вот итог: Православная Церковь сегодня живет по своим обычаям, власть по своим, «элита» - по своим, невоцерковленный народ - тоже сам по себе. И от этого нет в нашем обществе необходимого взаимопонимания и согласия.
А внешние вызовы и атаки на страну все острей, и в этой связи всё более потребным становится национальное единство. Как же его обрести, если Единство, при всех разделяющих факторах, - это духовная категория.
Да, лидер государства по-прежнему по праздникам посещает православные Богослужения, встречается с иерархами. Но решения и законы, которые ответственные лица принимают в своих кабинетах, а также в нижней и верхней палатах парламента, в региональных законодательных собраниях, в муниципалитетах - часто не согласуются с Евангельскими Заповедями, с тысячелетней традицией Русской Православной Церкви, Святой Руси и Великой Российской Империи. Скорее довлеет административный стиль недавнего советского прошлого или чьи-то прагматичные расчеты. Очень редко обращаются за советом к духовникам, и, тем более, к старцам. А если порой и обращаются, то не спешат их исполнять, ибо не понимают и не чувствуют, что совет старца и духовника - это святая воля Творца и Вседержителя (Бога). Но как это усвоить, если вера предков не стала личной верой? И если человек предпочитает действовать по собственной воле, а волей Божией откровенно пренебрегает…
А ведь бытие нашего государства, России, основано на связи с Богом, ибо промыслительно прообразует замысел Божий о человеке и человечестве. Это ведь нам говорит Господь: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». (Евангелие от Иоанна, гл. 15: 1-7).
Под плодом здесь подразумевается всякое доброе дело, совершаемое ради Христа, которым человек оправдывается перед Богом как вечный его должник за все те бесчисленные блага, что Господь даром дает ему в жизни. Это верно и для каждого человека в отдельности и для всей нашей тысячелетней России.
Сей краткий отрывок из Евангелия от Иоанна, конечно, должен помнить всякий человек, намеревающийся служить России в любой должности. Без знания и понимания его нельзя идти на службу в государственные учреждения, школы, вузы, больницы, полицию… Без молитвы ко Господу нельзя начинать любое дело.
На Евангелии строилась Россия тысячу лет своей великой истории. И лучшие и наиболее успешные государственные деятели-созидатели, великие князья, цари, военачальники, преподобные отцы, творцы науки и культуры, да и простые труженики, крестьяне, казаки, воины помнили: «Без Меня не можете творить ничего…», потому и начинали любое дело, как и каждый свой день с молитвы, потому и прославились, и вошли в сонм великих русских людей, а многие стали русскими святыми, опираясь на силу и помощь Божию и на крещеный православный народ. Вот на этом и строилось духовное единство, «внутренний мотор» развития Русской цивилизации. Так благословенными Богом трудами страна постепенно становилась величайшей державой мира… И лишь по немощи человеческой соблазнившись безбожным западным «образованием», элита стала забывать слово Божие… и тогда отпадение от православной веры (апостасия) привела к социальной катастрофе 1917 года, попущенной Богом: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон…». В итоге произошла измена Богу и Его Помазаннику, цареубийство и убийство Царских детей, и начался геноцид русского народа и кровавый большевицкий эксперимент построения безбожного общества и государства длиной более 70 лет, погубивший миллионы людей и окончившийся крахом «величественного здания социализма», из-под руин которого Россия до сих пор не может выбраться. Чем не жестокий «урок истории», требующий усвоения?
Казалось бы, после падения богоборческого коммунистического режима, после этого мучительного урока крушения самых прелестных и жестоких мифов безбожного ума, после показательной гибели грандиозных трудов и усилий не было иного пути кроме ПОКАЯНИЯ перед Богом, возвращения на путь, предуказанный Богом, путь великой тысячелетней истории России.
Но, нет! Вчерашние коммунистические чиновники, пришедшие к власти в 1991-м, отрекшиеся от партбилетов, но с «истматом» в головах, просто «переменили полюса», о покаянии даже не помышляя. Их охватила лихорадка нуворишей, ослепленных блеском сокровищ в голливудской «золотой пещере». Свет истинный был им неведом. Они видели лишь обманный «свет в конце туннеля», который вел их на Запад с приватизированными капиталами. Именно там надеялась устроиться новая элита. А брошенная, ограбленная и обманутая страна под надзором «иностранных консультантов» катилась в пропасть разрухи все 90-е годы…
Прошло ещё двадцать лет.
И вот рушится очередной, теперь уже безбожно-демократический миф, духовно питавший все эти 30 лет российскую элиту. Западный мир, в который наша «элита» все постсоветские годы упорно стремилась влиться, терпит теперь очевидный цивилизационный крах, то есть, окончательно отпав от Христа и утратив последние духовные опоры, превращается в ад на земле, но при этом мечтает сделать этот ад глобальным, втянув за собой все живое и желающее жить человечество. Этот беснующийся мир, презирая интересы и мифы своей российской прислуги, в циничных откровениях безумно отрицает сегодня само право великой России на существование!
Сумеет ли российская «элита», наконец, сделать правильный вывод из горького опыта прежде, чем мы ощутим на себе все последствия «новой реальности»?!
Иначе говоря, есть ли надежда на обретение настоящего исторического национального самосознания и духа в правящем слое, или ещё потребуются потрясения для пробуждения здорового национального чувства и духовного разума? Казалось бы, только в этом и выход! Но движение пока едва заметно.
Кто же может помочь власть имущим вернуться к здравому духовному разуму? - Очевидно, только душевная лечебница Церковь!
Государство и Церковь в период перестройки
Начнем с того, что воцерковление религиозно одичавшего за 70 с лишним лет советского народа происходило в условиях действия большевицкого декрета СНК от 20 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Пришедшая к власти в 90-х годах ХХ века демократическая, а недавно ещё советская, партноменклатура, возмечтавшая обменять своё положение в СССР на место в «мировой элите», имела слабое представление о Православии, но ради удовлетворения своих политических целей готова была использовать Церковь, видя в Патриархии временных союзников, то есть идейных врагов коммунизма. Поэтому она несколько ослабила упомянутый большевицкий декрет, удушавший Церковь, и на волне борьбы народившейся номенклатурной олигархии с отступающим политическим противником началось церковное возрождение.
В то же время, массового возрождения веры Христовой, подлинного церковного Возрождения, с точки зрения западных кураторов и «лидеров перестройки», допускать было нельзя, а поэтому ослабление декрета коснулось, в основном, хозяйственной деятельности. Что же касается свободы проповеди, то отменять запреты никто не собирался. Ни школа, ни ВУЗ, ни другие государственные заведения так и не стали доступны для православной истины. Деятельность Церкви должна была происходить под контролем секулярно настроенного государства, иностранных организаций и официально зарегистрированных в России масонских структур («тайны беззакония»).
Контроль над РПЦ осуществлялся жесткий и целенаправленный. Причем, сразу на всех уровнях и во всем разнообразии сфер и связей с обществом и государством. И первым объектом контроля стали кадры.
Для этой цели в ряды священства и священноначалия была предварительно, ещё в советское время, внедрена различная агентура, уже к 90-м занимавшая в структуре Патриархии важные позиции.
Поэтому священников все эти годы, вопреки желанию многих мирян-родителей, не допускали в школы, а тех, кто осмеливался нарушать запрет, чтобы выполнить заповедь Христа, примерно наказывали, причем, как правило, с помощью церковного же начальства.
Поэтому учебники и весь учебный процесс в школах и вузах оставались, по сути, безбожными, противоречащими истине, напичканными материалистическими идеями, антихристианскими (остаются они такими и сегодня). А нравственное воспитание отсутствовало вовсе. Даже слабое напоминание «Закона Божия» учебный предмет «Православная культура» фактически так и не был допущен к обязательному изучению, несмотря на долгую борьбу и просьбы родителей.
Поэтому также ни одна созданная по инициативе верующих православная организация, партия или союз, или средство массовой информации не получала и не получает финансирования. А некоторых банкиров и русских предпринимателей, пытавшихся это делать на свой страх и риск, искусственно разоряли или даже устраняли физически.
Руководство ведущих СМИ, уделяя официальное место внешним атрибутам православных праздников, делало всё, чтобы не допустить утверждения в обществе истинной веры в Господа Иисуса Христа, возрождения русских духовных и культурных традиций. В пику Православию, систематически осуществлялась программа внедрения западной рок-поп- псевдокультуры, навязывание чуждой системы ценностей, оккультизма, неоязычества, позорного смехотворчества, культа мамоны, насилия, предательства, потребительства, наркотиков, порнографии и полового разврата во всех его разновидностях, а также прямой и подлой русофобии и христоненавистничества. Одновременно шла пропаганда против традиционных ценностей, против многодетных семей и, вообще, против семьи как основы общества. И особенно большие усилия прилагались к внедрению в нашей стране всевозможных тоталитарных сект, как псевдохристианских, так и экзотических. Можно утверждать, что Россия, начиная с 90-х пережила нашествие этих разномастных антиправославных бесовских шаек, покалечивших великое множество душ.
Словом, либеральная демократия, с одной стороны, вынужденно, в связи с заявленной свободой вероисповеданий, открыла возможность легального существования Церкви Христовой, а с другой, употребила все меры, чтобы предельно ограничить её влияние, отвлечь народ от Истины, сделать Церковь музейно-декоративной, лишить силы благочестия, и, одновременно, не допустить роста численности русского населения, вырастить новые поколения зараженными либеральным беснованием, глобализмом и материализмом, безразличными к спасительным духовным и культурным национальным традициям России, то есть обреченными на рабство греху и вымирание.
За всем этим стояли ненавистники исторической России, адепты темного культа и мрачной древней традиции, поклонники Запада.
Так, в этом лицемерном окружении и в узах ограничений, существовала Русская Православная Церковь первые десять лет постсоветского времени, ограничивая свою проповедь церковной оградой, да редкими передачами ТВ, а успехи - восстановлением и украшением храмов и, образно говоря, «освящением куличей», по сути, вынужденно согласившись, в лице своих иерархов, быть «замкнутой в себе» религиозной структурой, не меняющей безбожного духа мира сего и не мешающей либералам управлять Россией в корыстных интересах, как захудалой масонской провинцией Запада.
Именно в это время из церковных кабинетов последовательно раздавались установки: «Церковь - вне политики», обозначая границы компромисса церковной администрации с либералами. (Да, компромисс был неизбежен, но за счет чего?)
Правда, Церковное священноначалие мало что могло противопоставить этим условиям даже тогда, когда все ждали от Церкви авторитетного слова, ибо не располагало никакими средствами внушить волю Божью чиновникам государства, действующим по безбожным законам, в узко личных интересах, кроме… обличений и молитвы к Богу. Но обличать это, по человеческим меркам, не безопасно, учитывая недавний опыт репрессий и зависимость Церкви от власти. Поэтому священноначалие и не прибегало к этой мере, будучи включенной в круг влиятельных лиц новой элиты и пользуясь своим положением, надеясь использовать влияние на светскую власть, чтобы сохранять условия благоприятствования для Церкви. (Пожалуй, кроме одного случая, в 1993 году. Мы помним, как Святейший Патриарх Алексей II пригрозил анафемой тем, кто первым применит силу в конфликте Президента и Верховного Совета, но расстрел парламента произошел, погибло много людей, а… анафемы не последовало. Тогда в нарушение договоренности с участием Патриарха, президент Ельцин приказал начать штурм т.н. «Белого дома». - Может быть, виновных не нашлось? Или все были одинаково виноваты?).
Однако надо признать, что Промыслом Божиим и святыми молитвами Пресвятой Богородицы Церковь сыграла важную роль при передаче власти в декабре 1999 года. Президент Ельцин публично попросил прощения за свои ошибки, а новый Президент России (в то время ещё кандидат в Президенты) В. В. Путин получил благословение Патриарха на начало своего служения. И это был, несомненно, важный исторический момент, прообраз будущего возвращения Русской Православной Церкви в духовно-политическую жизнь России.
К сожалению, с приходом нового Президента, в отношениях государства и Церкви коренных изменений не произошло. Сами принципы большевицкого декрета, в основном, остались незыблемы. В то же время, несмотря на сопротивление части элиты, продолжалось сотрудничество на уровне Президента и Патриарха в деле возвращения и строительства храмов и монастырей (а во многих регионах то же происходило на уровне региональных и епархиальных властей).
В ответ на помощь государства благодарная иерархия всегда выражала власти поддержку, порой жертвуя собственным моральным авторитетом в обществе.
Впрочем, об одном действительно важном прорыве в церковно-государственных отношениях нельзя умолчать. Церковь сотрудничает сегодня с российской Армией . И это, конечно, действие Промысла Божьего и результат совместной работы Министерства обороны и Патриархии. И не удивительно, ибо военные, часто находясь на грани жизни и смерти, острее всех ощущают присутствие духовного мира. Как говорят опытные бойцы: в бою неверующих не бывает.
Если бы государство и здесь оставалось на принципах «ленинского декрета», то положение страны в целом было бы критическим. Но власти хватило политического и духовного разума, чтобы допустить священников в армию, чтобы молиться и освящать оружие и его конструкторов, чтобы понять, насколько церковное благословение армии важно для обретения воинского духа и мощи. И сейчас мы видим, как высоко поднялся авторитет российской армии в обществе по сравнению с 90-ми годами.
Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви участвует вместе с властью во всевозможных общественных «мероприятиях». А Президент иногда появляется на Всемирных Русских Народных Соборах, возглавляемых Патриархом. Но это относится к внешней стороне, к функции представительства, а не к жизни народа, то есть не затрагивает внутренних духовных процессов, которые с начала 90-х происходят, так сказать, разнонаправленно, ибо в стране продолжают активно и безпрепятственно действовать деструктивные силы. И вот об этом мы, как правило, узнаем только из уголовных хроник.
Духовный смысл единения Церкви и государства
Официальный статус Русской Православной Церкви сегодня в России остается тем же, что и в начале 90-х. (Неофициальный, конечно, больше). Но не о статусе следует вести речь, а о непосредственном влиянии Церкви на мироустройство, о возвращении власти и общества к христианскому, то есть, нравственному пониманию жизни и христианской политики, что после многих лет нравственного «беспредела» для России крайне актуально. И, соответственно, к церковно-государственному Богопочитанию и Богослужению.
У нас было 30 лет (!) для того, чтобы переосмыслить уроки нашей истории и прийти к единственно верным выводам. Если мы этого не сделали - это не только наша вина, но и наша беда.
Недавно вышел в свет убедительный документальный фильм-лекция митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок». Всё сказанное и показанное в фильме подтверждено документами и свидетельствами очевидцев. Хороши и глубокие выводы автора. В этом сила фильма, который, на наш взгляд, необходимо изучать в школе и ВУЗе как важную часть правды об этом периоде истории России (всю правду знает только Бог).
Разумеется, православные патриоты и ранее знали большинство этих фактов: издавались книги, энциклопедии, читались доклады на конференциях... Однако для широкой аудитории они оставались «терра инкогнита» (неизвестной землёй), потому что официальные СМИ контролировались и контролируются наследниками тех, кто получил максимальную выгоду от разрушения исторической России в 1917 году, а в 1991-м сумел эту выгоду «приватизировать».
Очень долгое время коммунистическая пропаганда заменяла собой историческое знание. К ней добавилась либеральная пропаганда, такая же лживая и безбожная. Истина же подавлялась всеми доступными средствами.
Например, один из фактов, который умалчивался этой пропагандой, и который приводится в фильме владыки Тихона: Уровень жизни рабочих в 1913 году был выше, чем спустя шестьдесят лет в эпоху Брежнева. И понятно, почему умалчивался. Ведь большевики лукаво обещали рабочим сытую, богатую жизнь. Если даже это оказалось ложью, то для чего было отказываться от заповедей Божиих: не убий, не укради, возлюби ближнего своего… Зачем было проливать кровь братьев во Христе? Зачем было совершать грех против Бога революцию?
Революцию начала элита, генералы, депутаты Государственной Думы, члены масонских лож, их сменили евреи (большевики) - все они были материалисты или поклонники чужого, кровавого культа - антихристиане: Ленин. Троцкий…
Как известно из Библии: человек грешен, и «мир лежит во зле». Мир - это всякое общество, в котором свободно действуют человеческие страсти и бесовские силы, невидимые слуги «князя мира сего». Материализм это отрицает и не принимает в расчет, а потому вполне рационально строит планы, ожидая успехов (конечно, материальных). И… не может их достичь (так было при СССР, так и сейчас).
Почему? Потому что враг рода человеческого - разрушитель (а это одно из имён лукавого), интригуя, клевеща, возбуждая страсти и сталкивая людей лбами, легко рушит наши планы и не только планы личностей, но целых государств, рушит и сами государства, если они отреклись от Бога и Бог отказался от них.
«Но неужели Бог не желает нам благ земных?» спросит невоцерковленный человек. - «Как же он это попускает»? Ответ на это прост и очевиден. И дан он самим Господом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». (Евангелие от Матфея; 6:33)
Понятно, что это не «блестящая экономическая теория», гарантирующая материальный прогресс, а «всего лишь» Заповедь Божия, однако, как видим, она предусматривает все плотские потребности человека.
Дьявол и бесы стояли за всеми событиями 1917 года. Забывшие Бога люди лишь исполняли их похоти. А исполнив, миллионы сгорели в огне гражданской войны…
И вот, в последнее время мы вновь все чаще слышим призывы восстановить наследие большевиков СССР. Что это значит? Неужели ничему не научились?
Материалист смотрит на результат своей многолетней неудачной деятельности и… недоумевает, ищет причины неудач, но не вразумляется, обольщаясь мыслью, что не повторит ошибок, ибо не видит главных действующих лиц истории Бога и дьявола.
Увы, этого не хотят понимать некоторые российские политики! Они смотрят на мир, как на пустое место, где сталкиваются только людские материальные силы. А действие могущественных сил духовных, что называется, в упор не видят. Таков плод неверия, но для российских политиков ХХI века это больше, чем неверие. Это ещё и непростительное заблуждение, это профнепригодность! Имея такую поучительную историю, имея полную чудес и праведников Церковь Христову, выдержавшую невероятные гонения и устоявшую в Истине… Зная историю бесчисленных фактов помощи Божией нашему народу… И не задуматься?! И не образумиться? Надо быть тупым и не любопытным, чтобы не увидеть действие Промысла Божия. Что же делает нас такими?! Самодовольство? Страх показаться несовременным? О таких политиках можно сказать словами Евангелия от Матфея: «…слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (15:14).
Разумеется, это проблема лжеименного разума, проблема «научного атеизма», в основу которого у всех, «рожденных в СССР», заложен марксизм. И, несмотря на прошедшие 30 лет, далеко не всем удалось от этой «метки дьявола» избавиться. А те интеллектуалы, кто усилием воли избавились или, под напором фактов, почти избавились, попали в сети какого- нибудь прагматизма или мечтательного философского детерминизма, или других интеллектуальных схем, лишь бы не принять Православие, с его, как им мнится, «слишком простым», «сказочным» объяснением мира, человека и неизменной духовной реальности. Как же! Интеллектуальная гордыня протестует. «Эго» не хочет подчиняться Истине.
В отличие от «сухих ветвей» христианства - латинства и протестантизма, которые, по извращению понятий, уже христианством не являются, и которые прочно себя чувствуют в любой политической системе, провозгласив религию частным делом человека, Православие традиционно с IV века от Рождества Христова находилось в тесной связи с христианским государством, то есть с Царством. И только в тесной связи и симфонии с Государем и государством Православная Церковь обретает Божественную благодать преображать окружающий мир молитвами к Богу и Державным служением Царя-Помазанника Божия.
Смысл единения государства и Церкви вторичен по отношению к смыслу человеческой жизни. Он заключается в создании наилучших условий для спасения души человека. То есть условий для доброй, нравственной, безгрешной жизни, способствующей раскрытию талантов и совершенствованию человека в любви. Жизнь на земле временна. Безсмертен только Бог и душа человека. Господь терпит нас, грешных и неблагодарных, пока есть надежда, что мы опомнимся и обратимся к Нему с покаянием и любовью. И тогда Он спасёт нас.
Смысл жизни человека - не нами придуман. Этот смысл рождён в Предвечном Совете и сообщен человеку в Божественном Откровении. И он не в потреблении земных благ, не в продолжении рода и даже не в познании мира, всё это временно и тленно. Но человек отличается от животного тем, что он может сознательно служить Богу, стать «богом по благодати», обожиться подвигом святой жизни. (Таких обоженных людей на Руси было много, оттого и зовется она Святой Русью). Смысл жизни в общении со Христом на земле и обретении будущей блаженной жизни с Богом в вечности! «Я есть путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна, 14:6).
Что касается общества, то его смысл, предопределенный Промыслом Божиим: не мешать, а помогать миссии Церкви, учась у святых и ограждая Церковь Христову, как надежную связь с Богом, позволяющую в любых бедах уповать на защиту и помощь свыше. В идеале всё общество должно стать Церковью. И в помощь этому - та самая «симфония властей», то есть согласие законов Государя и государства с законом Божиим, воли Государя с волей святой Церкви Христовой.
Как просто всё это и как сложно принять это интеллектуалам с «безбожно образованным» умом, которые готовы скорее признать жизнь на земле экспериментом «инопланетян» и абстрактного «разума вселенной», чем обратиться к Истине, признав своё духовное невежество.
И все же наше постсоветское общество не безнадежно, несмотря на отрыв от традиции, оно, несомненно, прогрессирует в последнее время в понимании судьбы России и значения Православия. Способствуют этому дичайшие внешние обстоятельства, очевидное беснование Запада, наступление безумной и тоталитарной по природе антихристовой глобализации, её культурные и социальные эксцессы. Видящим всё это уже не надо доказывать истинность Апокалипсиса и наступление эпохи антихриста, предсказанной в Новом Завете Господа Иисуса Христа 2000 лет назад. Все приметы этого времени уже налицо.
Мы знаем из Откровения, что человек создан по образу и подобию Божию со свободной волей, и вправе выбирать между добром и злом, но он предупрежден, что мир сей есть место искушений, и, по прошествии времени, все противящиеся воле Божией будут «брошены в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (От Матфея13:49). И как недалеки мы ныне от этой страшной «огненной печи»!
Когда автор настоящей статьи заканчивал над ней работу, в школе, в городе Казани, произошёл теракт с убийством детей. Убийца - девятнадцатилетний подросток, начинающий программист, возомнивший себя Богом, сознательно готовившийся к проведению теракта и объяснивший это массовое убийство ненавистью ко всем, на допросе хладнокровно сожалел, что убил слишком мало детей, которые не сделали ему никакого зла.
Для православного читателя только по этому высказыванию убийцы должно быть ясно, кто говорил со следователями через этого подростка, кто руководил всеми его действиями до и во время расстрела. Это не человек (хотя какие-то, с позволения сказать, люди могли ему помогать, подготовить и настроить). Это человеконенавистник дьявол, для которого невинные дети - самая желанная жертва своего поклонника-сатаниста. Воля дьявола не нашла препятствий в этом подростке, который без сожалений к жертвам её исполнил.
Обсуждая это происшествие, много умных людей высказали немало полезных мыслей о вине школы, общества и государства, о необходимых мерах по наблюдению за детьми в интернете и организации охраны детей в школе, об увеличении возраста для покупки оружия, и прочее и прочее. Но самым точным было высказывание политолога С. Михеева, который сказал, что для того и нужна обществу Церковь, чтобы такие случаи не повторялись вновь и вновь. Ведь люди, отвергающие Бога, делают это, чтобы самим чувствовать себя богами. Вокруг нас - слишком много богов, хотя и фальшивых, но полагающих, что могут творить всё, любую безнравственность, любое беззаконие. Чему же тут удивляться, если один подросток объявил себя богом и решил, что имеет право лишать жизни других… С этим духовно верным замечанием нельзя не согласиться.
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале статьи, нужна ли нам симфония властей», надо ответить, что симфония (согласие) конечно нужна, поскольку она даёт сверхъестественную силу государству и Церкви. Но возможна она только между «двумя Богоустановленными учреждениями Священством и Царством», равными перед лицом Божиим, уважающими миссию друг друга. Если же одно из них боится другого и, на всякий случай, держит руки на его горле, то возможна только жалкая имитация.
Пора покончить с сатанинским наследием большевизма, с «ленинским декретом».
Только немедленная отмена запретов на религиозное воспитание и образование для традиционных религий, и главное, для главной религии России - Святого Православия, может и должна остановить катастрофические процессы, происходящие с молодёжью. Не столько идеология, сколько вера в Бога способна воспитать наших детей как полезных членов общества и достойных граждан России, сделать их способными нести груз ответственности за будущее своей семьи и своего Отечества. Необходимо отменить все ограничения, направленные на унижение Церкви Христовой, и начать решительные шаги к возвращению её достойного положения в российском государстве как главной воспитательной и духовной силы народа и государства. Закон Божий должен преподаваться в каждой школе и вузе на протяжении всего обучения школьников и студентов. Он должен изучаться по принципу «всеобуча» во всех государственных учреждениях. Крещение и нравственность, исполнение евангельских заповедей должны стать условием приёма людей на службу в государственные и муниципальные органы.
Конечно, сразу всё это сделать нельзя. Но следует начать, и далее, неуклонно проводить в жизнь эту программу. Тогда удастся защитить нашу страну от любых вызовов, как внешних, так и внутренних. Тогда сам Господь защитит нас от подобных эксцессов, от всех козней дьявольских.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!»
Пришло время, когда вызовы безбожного глобализма ставят каждого человека, общество и государство перед необходимостью сделать свой окончательный выбор и явить своё сердечное стремление: с Богом мы или с велиаром. (Это не значит, что уже завтра мир рухнет, и мы попадем на Суд Божий, хотя грань эта уж очень близка, и, если не покаемся, то поздно будет выбирать). Это значит, что пришло время действия, а это требует веры, молитвы, духовной собранности и ответственности. Если мы желаем остаться в этом мире великой державой, суверенной страной и самобытной цивилизацией и не погибнуть для Царства Небесного, мы должны защитить свою Россию, свою Русскую Церковь, свою духовную свободу, то есть саму возможность спасения души на политой кровью наших предков Свято-Русской земле.
Начинается сражение, в котором спрятаться, притвориться нейтральным и уйти от ответственности никому не удастся. Имитировать веру в Бога - тоже безполезно.
В связи с раскрытием глобальных сатанинских планов мировой закулисы в 2020-2021 годах, стало ясно, что в перевернутом мире узаконенных извращений и цифрового концлагеря жить с Богом, жить по-русски значит быть изгоем. Те из банкиров, бизнесменов, «культуртрегеров» и чиновников, которые по-прежнему уповают на признание со стороны Запада, осуществляя в России чуждые планы, уже отреклись от Бога, от Церкви, от России и являются «пятой колонной» врага. В этих условиях, конфликт Русской цивилизации с Западной, точнее с тем, что от неё осталось, с её последней фазой: проектом технократического порабощения человечества, выдвигает особые требования к патриотам России, и особенно, к избранной государственной власти и Церкви.
Новая глобальная агрессия ничуть не слабее, а опаснее гитлеровской, ибо происходит в духовно-интеллектуальной (ментальной) сфере. Тем не менее, источник у этой агрессии тот же самый - человеконенавистник дьявол.
В таких обстоятельствах единственный наш защитник и помощник - Господь наш Иисус Христос. Но как же надеяться на помощь Божию, если мы нарушаем Его заповеди безбожной и безнравственной жизнью, если мы упорствуем в грехе?!
Только наше соборное покаяние может склонить волю Божию к спасению нашей Родины-России. Всенародное покаяние - это признание своих грехов, смирение гордыни, искреннее прошение к Богу о помиловании. Это покаяние возможно при перемене взгляда на мир и на себя. И конечно, надо принести те самые плоды покаяния: возвращение к вере отцов и православному образу жизни, что уже сделали многие наши соотечественники.
Пришло время собирать Земский Собор и подводить итоги минувшего столетия, сказав себе: мы многое потеряли, но приобрели огромный духовный опыт и, уже никогда не будем обманываться. Мы всегда будем с человеколюбцем Богом, а не с льстивым человеконенавистником сатаной! Мы будем упорным трудом, любовью и вниманием друг к другу развивать и защищать свои национальные силы. Благодаря верности святому Православию, у нас есть право и дух сказать строителям всемирной «вавилонской башни»: Оставьте нас, господа! Больше вы нас не обманете! Нам с вами не по пути!