Победа монархического принципа
Москва после Куликовской битвы
Можно представить, что было бы, если бы сразу после победы в Куликовской битве началось спокойное планомерное строительство русского государства и оформление верховной самодержавной власти московских государей. Но в реальной истории, как это часто бывает, произошел некоторый откат назад и рецидив «княжеской чехарды». Однако, даже в той ситуации, которая сложилась после Куликовской биты, Москва упорно двигалась по начертанному свыше пути: собирание русских земель под единое начало великого князя и полная ликвидация зависимости от Орды. За то и другое пришлось заплатить немалой кровью.
Результаты Куликовской битвы, разумеется, были на руку претенденту на власть в Сарае - Тохтамышу, поскольку был разгромлен его враг, Мамай, и он без войны смог возглавить Золотую Орду. Но воспрявшая духом после Куликовской битвы Москва внушала опасения Тохтамышу, и потому, пока она снова не будет приведена к покорности, говорить о возрождении былого величия и мощи Золотой Орды не приходилось. Стало быть, война Орды с Москвой была неизбежна.
В 1382 году Тохтамыш с войском подошёл к Москве. Дмитрий Донской на тот момент отсутствовал в столице, находясь в Костроме. Отсутствие князя привело к разброду и шатанию в умах москвичей. Кто-то хотел покинуть город, кто-то требовал обороняться. Ворота закрыли и выпустили только княжну Евдокию Дмитриевну с детьми и митрополита Киприана (который будет играть еще немалую роль в последующих событиях).
Как известно, татары хитростью ворвались в Москву, перебили или увели в рабство жителей и сожгли город. Не щадили ни старого, ни малого. Особым образом поглумились над церковными святынями. Можно было бы сказать, что тем самым результаты Куликовской битвы оказались нивелированы. Однако это был бы поспешный и неверный вывод. Разграбив Москву, Тохтамыш отправил свои отряды для приведения к покорности другие русские города, но монгольские отряды почти всюду встретили серьёзное сопротивление, а под Волоком (Волоколамск) были полностью разгромлены. Тохтамыш, опасаясь подхода из Костромы Дмитрия с войском, поспешил убраться с Руси.
Когда Дмитрий Донской вернулся в Москву, то понял, что восстановление города требует таких сил и средств, что о боевых действиях против Тохтамыша не может быть и речи. Впрочем, и Тохтамыш понимал, что у него тоже нет сил на повторный захват Москвы.
Князья Тверские и Суздальские попытались воспользоваться ситуацией и получить в Орде ярлык на великое княжение. Дмитрий Донской мудро рассудил, что в этой ситуации приходится немного отступить, чтобы позднее наверстать всё сторицей. Он послал в Орду своего старшего сына Василия и пообещал Тохтамышу выплатить дань за два года, прошедших после Куликовской битвы, но взамен предложил утвердить за московскими князьями наследственное право на великокняжеский престол. Это был еще один шаг в сторону самодержавной власти московских князей. Тохтамыш поспешил удовлетворить притязания Дмитрия Донского, тайно радуясь, что в глазах окружающих Москва ему подчинилась. Однако хан лучше, чем кто-либо ещё, понимал, что русские уже стали другими, а захват Москвы удался лишь в силу внезапности удара и отсутствия в городе князя с дружиной. И любая новая битва с объединенным русским войском станет для монголов вторым Куликовским разгромом. А между тем, перед Тохтамышем маячила угроза войны с Тамерланом.
Москва и Литва
Сложность обстановки того периода для Москвы заключалась уже не в позиции ханов Орды - их власть становилась все эфемернее. Были два других обстоятельства. Во-первых, все громче свои притязания на объединение русских земель высказывала Литва. Во-вторых, у Дмитрия Донского произошел конфликт с митрополитом Киприаном. Это в тех условиях было куда более важным фактором. Ведь Русская Православная Церковь в лице своих предстоятелей - и патриарх Алексий первый среди них - была основой, цементирующей русскую государственность, особенно в период княжеской «чересполосицы». Конфликт между Дмитрием Донским и митрополитом Киприаном мог нарушить гармонию.
Конфликт был обусловлен разными точками зрения на объединение русских земель и отношения с Ордой.
В чем-то позиция митрополита Киприана нашему современнику может показаться ближе. Ведь он был непримиримым противником каких-либо мирных, тем более даннических отношений с Ордой. Однако, в отличие от его предшественника Алексия, который родился в Москве и прекрасно понимал все нюансы московской политики и ситуации на Руси, Киприан некоторых вещей, очевидно, не понимал.
Будущий святитель Киприан родился в столице Второго Болгарского царства Тырново (около 1330 года). В довольно раннем возрасте отправился в Константинополь, а оттуда на Афон. Историки отмечают его ревностную веру и строгое следование Православию. Но все перипетии его деятельности того периода, интересные сами по себе, не очень важны для нас в свете вопроса о появлении самодержавия на Руси. Главное - Киприан в какой-то момент стал порученцем византийского Патриарха Филофея.
Для византийской патриархии на тот момент был очень важен вопрос о сохранении единства Киевской митрополии. Однако тут и гнездилась главная проблема. Киев давно уже не являлся сколько-нибудь важным городом для политики русских князей и находился под патронатом Литвы. Митрополит Киевский и Всея Руси Алексий пребывал в Москве. Поскольку по малолетству князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) Алексий фактически возглавлял Московское княжество, ехать в Киев он не собирался. Однако великий князь литовский Ольгерд, который считал Киев своим городом, пытался заставить Алексия жить в Киеве. Помыслы Ольгерда были понятны: если бы митрополит и фактический глава Москвы Алексий перебрался в Киев, то Ольгерд стал бы патроном Москвы, если не юридически, то фактически. От Ольгерда в Константинополь периодически сыпались требования на этот счёт, перемежаясь с шантажом - Ольгерд намекал, что перейдет в «латинство», если вопрос с киевским митрополитом не решится в его пользу. Ольгерд имел поддержку среди ряда русских князей, а его непримиримое отношение к Золотой Орде позволяло ему надеяться стать объединителем русских земель в борьбе против монголов. Естественно, митрополит Алексий смотрел на дело иначе и видел только Москву центром будущего русского объединения. Противоречия зашли так далеко, что Ольгерд начал войну с Москвой (1368 - 1372), ухватившись в качестве повода за защиту интересов тверских князей. Москву с новыми каменными стенами литовцам взять не удалось. Но конфликт продолжал тлеть.
Чтобы урегулировать все эти противоречия между Москвой и Литвой, в 1373 году из Константинополя был прислан Киприан с целью примирения Алексия и Ольгерда и выработки устраивающего всех решения конфликта. Для Киприана поездка на Русь была очень важной не только политически, но и в духовном смысле. Вместе с митрополитом Алексием он побывал у Преподобного Сергия Радонежского. Познакомился с монашеством северных русских земель, чье строгое и ревностное служение было ему очень симпатично. Поначалу его миссия стала приносить позитивные плоды, и между Ольгердом и Москвой был заключен предварительный договор о союзе против Орды. Однако Михаил Тверской все испортил, получив ярлык от Мамая на великое княжение и начав военные действия против Москвы. В 1375 году московское войско при поддержке ряда северных князей предприняло поход на Тверь, и антиордынская коалиция развалилась, поскольку Ольгерд поддерживал тверских князей (литовцы и в дальнейшем оказывали поддержку Твери).
Киприан, видимо досадуя на расстроившееся дело, написал в Константинополь жалобу на митрополита Алексия. В итоге патриарх Филофей рукоположил Киприана митрополитом Киевским, Русским и Литовским. Поскольку Алексий был жив и носил титул митрополита Киевского и Всея Руси, это решение Филофея было весьма спорным. Киприан в 1376 году отправился в Киев, откуда попытался добиться признания своих полномочий со стороны северных русских земель и Москвы. Естественно, его претензии были отвергнуты.
12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Вскоре Киприан обращается к Сергию Радонежскому с просьбой поддержать его в намерении прибыть в Москву. Однако Дмитрий Московский воспрепятствовал приезду Киприана, не пустив его к себе. Тогда Киприан отправился в Константинополь для подтверждения своих полномочий. После смерти Алексия главным духовным и политическим наставником великого князя Дмитрия стал Сергий Радонежский. Именно под его влиянием Дмитрий решился на прямой разрыв с Ордой. В свою очередь и Киприан выражал те же самые интересны - полный разрыв с Ордой. В итоге отношения Дмитрия Московского к нему смягчились и в 1380 году (очевидно, незадолго до Куликовской битвы), Киприан прибывает в Москву.
В 1382 году, как уже было сказано, между Дмитрием Донским и Киприаном отношения снова испортились. Увидев, как войска Тохтамыша надругались над церквями и святынями в Москве, Киприан не желал принимать необходимость временных уступок Орде. Тогда как Дмитрий Донской (о чём также уже сказано выше), был вынужден пойти на определенные уступки и вновь признать сюзеренитет ханов Золотой Орды. В Константинополе также фигура Киприана перестала устраивать нового патриарха (патриарх признал, что Киприан стал митрополитом с нарушением канонического права). Киприан отправился в Литву, а оттуда был вызван в Константинополь (на суд синода).
В 1385 году случилось событие, которое взволновало византийского императора и дало шанс Киприану вернуться на Русь. 14 августа 1385 года в замке Крево (нынешняя Беларусь), между великим князем литовским Ягайло и польской королевой Ядвигой была подписана уния. Ягайло бракосочетался с Ядвигой и обещал выполнить ряд обязательств: присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, а также перейти в католичество и обратить в латинскую веру всех подвластных ему людей. Для в какой-то степени нейтрализации последствий Кревской унии Киприан был отправлен в Литву. Он поехал к двоюродному брату Ягайло - князю Витовту. По пути через Валахию Киприан познакомился с сыном Дмитрия Донского Василием, который укрывался здесь после своего бегства из Орды (Дмитрий Донской был вынужден оставить сына заложником в Орде). Киприан взял Василия, что называется, под опеку.
В Литве Киприан провел «раут переговоров» с Витовтом, уговаривая его возглавить антипольскую коалицию, то есть выступить против Ягайло. Он гарантировал Витовту помощь из Москвы. А чтобы возможный союз с Москвой стал более весомым, уговорил Витовта обручить его дочь, Софью, с Василием Дмитриевичем (Василию и Софье на тот момент было по 16 лет). Витовт дал свое согласие.
19 мая 1389 года в Москве скончался Дмитрий Иванович Донской. Великим князем стал его сын, Василий Дмитриевич. За год до этого князь серпуховской Владимир Храбрый претендовал на великокняжеский престол как двоюродный брат Дмитрия, ссылаясь на лествичное право. Однако верный избранному направлению в сторону наследственной монархии, Дмитрий Донской добился, чтобы Владимир Храбрый отступился от притязаний. Еще больше усилило курс на самодержавие одно из положений завещания Дмитрия Донского, по которому московские удельные князья должны были жить не в своих вотчинах, а в Москве при дворе великого князя. Таким образом удельные князья становились как бы придворными при великом князе. Василий Дмитриевич, вступая на великокняжеский престол, был более самодержавным правителем, чем кто-либо из князей до него.
В декабре 1390 года в Москву прибыла Софья Витовтовна. Митрополит Киприан, который после смерти Дмитрия Донского наконец смог обосноваться в Москве, встречал со всем московским духовенством Софью Витовтовну за воротами города. 9 января 1391 года митрополит Киприан обвенчал Василия и Софью.
Рецидив лествичной системы
С момента восшествия Василия Дмитриевича на великокняжеский престол в Москве начинается очень тяжелый период взаимной вражды потомков Дмитрия Донского. Иногда казалось, что все, достигнутое на Куликовом поле, развеялось как дым, а Московское княжество превращается в разменную монету в борьбе честолюбий. Но вот что интересно, несмотря на чехарду сменяющихся в Москве великих князей (что началось после смерти Василия I), каждый из них вольно или невольно все равно в той или иной степени сохранял вектор развития Москвы, заданный еще Дмитрием Донским. Москва должна стать единственным и беспрекословным лидером всей Руси, а великий князь Московский должен стать полноправным самодержавным монархом. В полной мере это будет осуществлено только Иваном III, но странным образом великокняжеская сумятица от момента смерти Дмитрий Донского и до смерти Василия II Темного подготавливала для Ивана III возможность начать созидание русской самодержавной монархии.
В момент восшествия Василия I Дмитриевича на великокняжеский престол еще требовалась санкция Орды - пусть формально, но Орда утвердила Василия I в титуле Великого князя Владимирского. К моменту смерти Василия II Темного мнение Орды уже никого не интересовало. Иван III становится великим князем как сын предыдущего великого князя и никакой «ярлык» на княжение ему уже не требуется. Да и сам термин «великий князь Владимирский» не то чтобы перестает употребляться вовсе, но отодвигается в тень более мощного титулования - Государь Всея Руси. Между прочим, этот титул впервые ввел Дмитрий Шемяка, который на короткое время захватил московский престол и начал чеканить свою монету с титулом «Господарь Всея Руси». Когда Василий Темный вернул себе Москву, он сохранил это титулование на своих монетах. Так великие князья московские стали явочным порядком Государями Всея Руси.
Борьба потомков Дмитрия Донского за московское княжение было борьбой между сыновьями Дмитрия Донского - Василия Дмитриевича и Юрия Дмитриевича. При этом сам принцип верховенства Москвы над остальными княжествами и курс на самодержавие никем из участников борьбы не оспаривался и, более того, усиливался.
Уже Василий I Дмитриевич выкупил в Орде права на Нижний Новгород (и еще ряд русских городов), еще более усилив влияние Москвы на Русь. Однако нельзя не отметить, что родственные отношения с Витовтом привели к тому, что Москва фактически отдала под власть Литвы Смоленск. Витовт, также верный курсу Литвы на лидерство среди всех русских княжеств, решил - ни много ни мало - посадить в Орде ханом своего ставленника. На роль будущей марионетки Витовт избрал Тохтамыша. Тохтамыш надорвался после похода на Москву и после ряда неудач (поражение от войск Тамерлана, а затем от войск Едигея, который претендовал на власть в Сарае), бежал с семьей в Киев под защиту великого князя Литовского. Тохтамыш посулил Витовту все русские земли в обмен на содействие в возвращении власти в Орде. В 1399 году большое литовское войско вместе с Тохтамышем и его воинами отправились завоевывать Орду. Но в битве на Ворслке потерпели сокрушительное поражение от войск Едыгея. Смоленск на недолгое время вновь вернулся под патронат Москвы. Снова начались военные действия между москвичами и литовцами. Едыгей сперва обещал помощь Василию I Дмитриевичу, но обманул. А в 1408 году неожиданно сам напал на Москву. Хотя мощные московские стены взять штурмом татары не смогли, но при отступлении сожгли Троицкий монастырь и разграбили Рязань.
С этого момента татары для Руси вообще и Москвы в частности стали не неким высшим арбитром и сюзереном, а некоторой внешней бандитской силой, которая могла в любой момент налететь, но от которой можно было или обороняться - либо за стенами Москвы, либо в чистом поле, - или откупиться (что также практиковалось довольно часто). По сути, дани уже не было, а были откупные. Хотя формально это называлось «дань». А при необходимости тот или другой князь мог вспомнить об Орде и заручившись «милостью» очередного хана, привлечь на свою сторону некоторое количество ордынских войск.
Внутренняя политика Василия I Дмитриевича заключалась в постоянном усилении роли Москвы, при этом учитывая особую позицию Новгорода и князей Тверских и Рязанских. Во внешней политике многое было связано со все усиливающейся ролью великого княжества Литовского и действиями ханов продолжающей разлагаться Орды.
Василий I умер в Москве в 1425 году. В завещании всю власть он передал своему 10-летнему сыну Василию. Но оговорил, что пока сын находится в молодом возрасте, отдает и своих детей и жену (вдову) под защиту Витовта. Софья в 1427 году официально отдала Москву «под руку» Витовта, своего отца. Такое умаление роли Москвы было оскорбительно для многих русских. Чем не замедлил воспользоваться другой сын Дмитрия Донского - Юрий Дмитриевич. После смерти Витовта (1433) Юрий Дмитриевич организовал коалицию удельных князей с целью получить великокняжеский престол в Москве.
Непосредственным стартом к началу длительной (почти тридцатилетней) междоусобной борьбы стал инцидент с «золотым поясом Дмитрия Донского». В феврале 1433 года состоялась свадьба Василия II Васильевича с дочерью князя Серпуховского Марией Ярославной. На свадьбу были приглашены и дети Юрия Дмитриевича - Василий и Дмитрий Шемяка. На Василии был дорогой золотой пояс. Один из приближенных вдовствующей княгини Софьи якобы узнал пояс, который некогда был украден у Дмитрия Донского. Софья публично сорвала с Василия этот пояс, обвинив в присвоении ворованного. Это было страшное оскорбление и Василий с Дмитрием Шемякой, взбешенные, покинули свадьбу и отправились к своему отцу, который на свадьбе не присутствовал. Юрий Дмитриевич только и ждал повода и сразу же начал военные действия. Разгромив войска Василия II в битве на Клязьме (25 апреля 1433 года), Юрий Дмитриевич вошёл в Москву и объявил себя великим князем. Василий II, покинув Москву, перебрался в Коломну.
И тут случилось событие, показавшее, что принцип самодержавного правления стал близким не только князьям, но и всему народу. В былые времена лествичного права довольно часто один князь изгонял другого, садился на его стол и жители спокойно встречали власть нового князя. Но не так случилось в этот раз. Перебравшись в Коломну, Василий II бросил клич москвичам, присоединяться к себе. И почти все москвичи отправились в Коломну. Тем самым показав, что теперь принцип наследственного легитимного права в глазах общества был более силен, чем принцип «стола», привязанного к какому-то конкретному городу. Увидев фактически обезлюдевшую Москву Юрий Дмитриевич сам отказался от московского престола.
Не будем подробно рассматривать все перипетии междоусобной борьбы Василия II и Юрьевичей за Москву. Кратко скажем, что год спустя Юрий Дмитриевич снова захватил власть в Москве и снова на короткий срок (он скончался в июне 1434 года). Но за этот срок поставил Рязань в положение подчиненного к Москве княжества и стал выпускать монету с Георгием Победоносцем, как символом единоличной власти - то есть сделал еще ряд шагов в сторону самодержавной монархии.
По смерти Юрия Дмитриевича великим князем себя объявил его сын Василий (Косой), чем оскорбил своих братьев, которые посчитали это самоуправством. Братья Юрьевичи тут же призвали на княжение Василия II. После обязательного в таком случае сражения Василий II снова утвердился в Москве.
В 40-х годах XV века на сцену истории выступил новый игрок - Казанское ханство. Войска Василия II в 1444 году одержали ряд побед, но в июле 1445 года в битве у Спасо-Евфимьева монастыря (под Суздалем) войска Василия II были разбиты казанцами. Сам Василий II попал в плен. Пока он находился в плену, власть в Москве перешла к Дмитрию Шемяке, как старшему среди потомков Дмитрия Донского. Но уже скоро за огромный выкуп Василий II был отпущен. Посланные Шемякой в Троицкий монастырь люди схватили Василия II и ослепили (откуда пошло его прозвище Темный). В этот период своего второго краткого правления Дмитрий Шемяка и выпустил монету с титулом «Господарь Всея Руси». В ходе упорной борьбы в 1447 году Василий II вернул себе престол в Москве.
В 1448 году в Москве случилось еще одно важное для становления будущей самодержавной монархии событие. Если во времена Дмитрия Донского иерархи Русской Православной Церкви имели огромное влияние не только на духовную жизнь Руси, но и на её политику, то ко времени «тридцатилетней борьбы» Юрьевичей с Василием Темным роль митрополитов ушла на второй план. Однако Москве, как претенденту на власть над всей Русью был нужен и сильный митрополит, который будет авторитетен для всех земель и, что очень важно, будет независим от Константинополя.
15 декабря 1448 года в Москве состоялся Собор русских епископов. На этом Соборе митрополитом Киевским и Всея Руси был избран епископ Рязанский и Муромский Иона, который уже 17 лет фактически и так возглавлял Русскую Церковь. Самое главное, что Иона был избран Собором русских церковных иерархов без согласования с Константинополем и без оглядки на византийского патриарха. Этот день можно считать днем рождения полностью независимой Русской Православной Церкви.
Московская тайна
Василий II Темный скончался в 1462 году. На момент его кончины Москва была уже всеми признанным лидером по объединению русских земель. С автономией удельных князей в Московском княжестве было покончено. Ряд русских земель (Новгород, Псков, Суздале-Нижегородское княжество, Вятка) в политическом плане оказались в сильной зависимости от Москвы. В Москве помещалась кафедра митрополита Всея Руси, которого избирали только русские епископы. Отношения с Ордой уже не имели ничего общего с отношениями до Куликовской битвы. По сути, ликвидировать остатки зависимости от Орды было чисто техническим вопросом. И разрешить его выпало на долю сына Василия II Темного - Ивана III.
Если посмотреть на всю эту историю беспристрастно, то совершенно очевидно, что имело место борьба нового для Руси монархического принципа наследования с отжившей свое лествичной системой. Юрий Дмитриевич и его сыновья вполне искренне негодовали, что после смерти Василия I Дмитриевича Великим князем стал не самый старший в роду, а малолетний сын предыдущего князя - Василий II Васильевич. В рамках лествичной системы Юрий Дмитриевич был прав. И после его смерти были правы его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка, что оспаривал стол у Василия Темного, ведь они после смерти Юрия Дмитриевича также были старшими потомками Дмитрия Донского. Но в рамках монархического принципа, когда наследование идет по прямой линии от отца к старшему сыну, прав был Василий Темный. Василий I Дмитриевич был старшим сыном Дмитрия Донского (старший сын Данил умер в юном возрасте и после Дмитрия Донского его старшим сыном был Василий). Василий Васильевич (Темный) был старшим сыном Василия Дмитриевича (в порядке рождения он был самым младшим, но остальные сыновья Василия Дмитриевича умерли рано). Таким образом, от Дмитрия Донского к Василию I Дмитриевичу, от него к его сыну Василию Васильевичу, а от него, в свою очередь, к его сыну Ивану III Великому мы наблюдаем строгую монархическую преемственность власти от отца к старшему сыну (старшему из выживших на момент передачи власти). Юрьевичи не понимали этого, не понимали, что для новых задач, которые взяло на себя Великое княжество Московское, нужен новый принцип власти. И это принцип победил, как может показаться, случайно. И жизнь Василия Темного, и жизнь юного будущего Ивана III не раз была под угрозой. Порой, казалось, что власть навсегда перейдёт к Юрьевичам. Но нет - она им не досталась. Случайность? Нет - Промысл Божий!
Конечно же огромной заслугой победы самодержавного монархического принципа в Москве принадлежит Русской Церкви. Вот что пишет, например, В.О.Ключевский в своем «Полном курсе лекций по Русской истории»: «духовенство считало единственно правильным порядком преемство великокняжеского стола в нисходящей линии, а не по очереди старшинства… Этот новый порядок пролагал дорогу к установлению единовластия, усиливая одну прямую старшую линию московского княжеского дома… Новопосвященный митрополит Иона в известительном окружном послании 1448 года о своем посвящении призывает князей, панов, бояр, воевод и все христоименитое "людство" бить челом своему господарю великому князю Василию, отдаться в его волю; если же они этого не сделают и допустят Шемяку возобновить усобицу, с них взыщется вся пролитая кровь христианская, в земле их никто не будет больше зваться христианином, ни один священник не будет священствовать, все церкви Божии будут затворены».
Иногда историки спорят - отчего именно Москва стала центром огромного великого государства, в чем ее тайна? Но ответа, который у них перед самым носом, подчас не видят. А ответ прост: Москва пошла по пути созидания независимой Православной Самодержавной Монархии. Это и дало Москве то преимущество, которое позволило победить в неравной, порой казавшейся обреченной на полное поражение борьбе, и сплотить вокруг себя русские земли.