ШТУРМ ИЗМАИЛА
В рамках кампании по «дерусификации» мовные манкурты 1 декабря 2022 года демонтировали памятник А.В.Суворову в Измаиле. С особым цинизмом депутаты измаильского городского совета распорядились отправить снесённый памятник русскому генералиссимусу в расположение «измаильского управления водопроводно-канализационного хозяйства». Тем самым нынешние измаильские наследники турецких янычар символически расквитались с великим полководцем. Манкуртам кажется, что тем самым они смыли память о великом Суворове в канализацию. На самом деле в канализацию истории они смысли себя. Память о Суворове и его деяниях и далее будет жить в веках. Придёт день, и этот памятник снова будет установлен на своём месте. Но и нам не худо вспомнить одну из славных страниц в биографии Александра Васильевича — штурм турецкой крепости Измаил. Тем более, что день для сноса памятника современные измаильские депутаты выбрали явно не случайно. Ведь 2 декабря 1790 года Суворов прибыл под Измаил, чтобы возглавить подготовку к штурму русскими войсками одной из сильнейших турецких крепостей. Но давайте по порядку.
После окончания первой русско-турецкой войны 1768-1774 г.г. по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Турция должна была выплатить крупную контрибуцию и признать Крым независимым. Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь и Еникале, Кинбурн с округой и прилегавшей к нему степью между Днепром и Бугом. Русские корабли получили возможность свободно прохода по турецким водам. Русские подданные получили право без всякой платы посещать Святые места. Турция всячески пыталась уклониться от исполнения договора и жаждала реванша. Мир не мог быть долог. В августе 1787 года Османская империя, подстрекаемая Англией и Пруссией, желавшими ослабления стремительно усиливающейся Российской империи, объявила войну. В ходе второй русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. полководческий талант А.В.Суворова, который и ранее проявил себя как отличный полководец, заиграл новыми гранями. Не будем рассматривать весь ход войны, а сосредоточимся только на заявленной теме.
К 1790 году усилиями врагов России внешнеполитическая обстановка ухудшалась. Россия вела войну с Швецией (Швеция начала войну в 1788 году). Австрия, которая первоначально выступила союзником России против Турции, усилиями Англии заключила с Турцией сепаратный договор и вышла из войны. России требовалось скорейшее окончания войны, причём не «абы как», а блестящей победой. К чему императрица Екатерина Вторая всячески побуждала своего главнокомандующего Григория Потемкина. Г.А.Потемкин, который показал себя блестящим организатором при формировании Новороссии и создании Черноморского флота, а также большим реформатором в военном деле — реформы Потемкина однозначно усилили русскую армию — на должности главнокомандующего не проявил себя достаточно энергичным военачальником. Русская армия под руководством Суворова била турок, однако далеко не всегда использовала результаты побед из-за медлительности Потёмкина. Например, после блестящей победы Суворова под Рымником, Потемкин не использовал стратегической ситуации и не смог заставить Турцию капитулировать.
Кампания 1790 года началась достаточно вяло и только к октябрю русские войска подошли к Измаилу — важной турецкой крепости на Дунае. Целый месяц прошёл в бесплодном разведывании обстановки. 25 ноября Потёмкин решил направить гонца к Суворову с приказом принять командование войсками под Измаилом. Но уже на следующий день военный совет признал бесперспективность активных действий против Измаила. После этого совета некоторые части начали отход от Измаила.
Суворов получил приказ о назначении командующим уже 27 ноября. На тот момент он находился под Галацем (примерно 100 км от Измаила). 2 декабря Александр Васильевич, которому исполнился 61 год, был уже под Измаилом. Он сразу же приступил к самой активной подготовке русских войск к штурму. Ещё находясь в Галаце, только получив приказ, он отдал распоряжение готовить штурмовые лестницы и тысячи фашин.
Измаил представлял из себя одну из современных крепостей того времени. В 1774 году он был перестроен под руководством французских и немецких инженеров с учетом новейших на тот момент требований военного строительства. Измаил был расположен на возвышенности, спускающейся к Дунаю крутым обрывом. Крепость естественной низиной делилась на две части: старую (западную) и новую (восточную) крепость. С трех сторон город опоясывал вал протяженностью 6 км. Высота вала достигала 6-8 метров. Крепостной ров имел ширину 12 метров и глубину от 6 до 10 метров. По валу были расположены семь бастионов и четверо укрепленных ворот. С южной стороны Измаил был защищен Дунаем, имеющим в этом месте ширину в полкилометра.
Турецкие войска в Измаиле насчитывали 35 тыс. человек. Русских войск было всего 31 тыс. человек. Любой военачальник в такой ситуации упал бы духом. Но не Александр Васильевич Суворов. Личная рекогносцировка Суворова показала, что Измаил «без слабых мест». Всего за девять дней он мобилизовал все возможные силы и средства для штурма. Возводились батареи, спешно изготавливались дополнительные лестницы и фашины (в дополнение к ранее изготовленным). Особе внимание Суворов уделял обучению и моральной подготовке войск к штурму. По его приказу был насыпан фрагмент вала и вырыт ров по типу измаильского. Ночью войска учились преодолевать ров и штурмовать вал.
7 декабря Суворов послал командующему турецкими войсками в Измаиле Сераскиру официальное письмо с требованием сдачи: «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи и воля; первые мои выстрелы уже неволя; штурм — смерть». Посланник паши — один из духовных пращуров нынешних депутатов измаильского горсовета — ответил на письмо Суворова: «Скорее Дунай остановится в своём течении и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил». Этот ответ вошёл в историю как выдающийся пример напыщенной глупости и самомнения, основанного на неверии в силу русской армии. Многим врагам России это неверие позднее очень дорого обошлось.
9 декабря Суворов собрал военный совет. Все члены военного совета высказались за штурм. Штурм Измаила был назначен на 11 декабря.
Суворов решил штурмовать крепость одновременно в разных местах: с сухопутной стороны шестью колоннами общей численностью 19,5 тысяч человек и со стороны Дуная тремя колоннами численностью 9 тыс. человек под командованием Осипа де Рибаса (которому был установлен памятник в Одессе). Михаил Кутузов и Матвей Платов, прославившиеся позднее в войнах с Наполеоном, командовали колоннами, штурмовавшими турецкую крепость с восточной стороны. Отдельно был выделен резерв в составе 2,5 тыс. кавалеристов. Командный пункт самого Суворова находился на западной стороне.
Для штурма Измаила со стороны Дуная было подготовлено 145 легких судов и казачьих лодок с десантными войсками. Для прикрытия высадки десанта артиллерией имелось 58 более крупных судов.
Суворов готовил своих чудо-богатырей к сложному штурму: «Стены Измаила — высоки, рвы глубоки, а всё-таки нам нужно взять его». Непосредственно перед штурмом он обратился к войскам: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противостоять силе оружия российского… Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть».
Весь день 10 декабря русская полевая и корабельная артиллерия численностью до 600 орудий вела огонь по Измаилу. 11 декабря в 3 часа утра войска стали сосредотачиваться в указанных пунктах и за два часа до рассвета, в 5 часов 30 минут, в полной тишине русская армия пошла на штурм грозной твердыни. При подходе к стенам русские колонны были встречены огнём 250 турецких орудий.
Бой за овладение валом и бастионами продолжался до 8 часов утра. Турки периодически делали вылазки с отчаянием обреченных. Однако ничто не могло противостоять наступательной мощи русских войск. Перелом в штурме наступил, когда десант со стороны Дуная при поддержке корабельной артиллерии после жестокой схватки опрокинул турок и вошёл в город. После захвата городских укреплений начались кровопролитные уличные бои. Турки сражались отчаянно. Любую улицу, площадь и даже отдельные дома они превращали в пункты обороны. Каждую такую импровизированную крепость русским войскам приходилось штурмовать. Суворов ввёл в город часть полевых орудий. К 16 часам дня Измаил пал. Комендантом крепости был назначен генерал-майор М.И.Кутузов, особо отличившийся при штурме. В особом донесении А.В.Суворов так описал действия Кутузова: «Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности; перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями… Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле; но был правою моей рукою».
Штурм Измаила опрокинул все военные теории. Меньшими силами Суворов смог взять сильную крепость, причём не в результате изнурительной осады, а путём штурма. Потери турок доходили до 26 тыс. человек убитыми и около 9 тыс. пленными. Русская армия взяла 265 турецких пушек, множество знамен, припасов и 42 судна. Русские потери составили 10 тыс. человек, из которых 4 тыс. убитыми и 6 тыс. ранеными.
Уничтожение целой турецкой армии, оборонявшейся в крепости, стало возможно благодаря исключительному боевому мастерству и мужеству русских солдат и офицеров. Конечно же главная заслуга в этой победе принадлежит Александру Васильевичу Суворову, который не только разработал смелый план, но и сумел подготовить к штурму войска менее чем за две недели.
Штурм Измаила и блестящие победы на море Черноморского флота под командованием Федора Федоровича Ушакова, причисленного в 2004 году Архиерейским собором Русской православной церкви к лику Святых, стали залогом победы России. В 1791 году Османская империя была вынуждена подписать Ясский мирный договор, закрепляющий Крым и Очаков за Российской империей, а также отодвигавший границу между двумя государствами до Днестра. Россия получила свободный выход в Черное море и возможность укрепляться на новых рубежах.
Память о тех славных днях будет жить в сердце каждого русского человека. Ничтожные усилия временщиков из числа «мовных» карликов ничего не смогут с этим поделать. Но символично, что даже одного имени Александра Васильевича Суворова боятся нынешние враги России, если пытаются стереть память о нём, выкорчевывая памятник с постамента в Измаиле. Измаил был турецким, а благодаря военному гению Суворова стал русским городом. Его нынешний статус в составе искусственного «украинского государства» — не более чем небольшой курьёз истории. Скоро всё вернётся на круги своя и Россия вернёт себе все территории, предательски отторгнутые четверть века тому назад. Порукой тому то, что мы — потомки суворовских чудо-богатырей. Для нас через века великий Суворов произнёс свои слова: «Мы — русские! С нами Бог!».