Православие

О ВАЖНОСТИ ПРОИЗВОЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Проповедь схиархимандрита Тита (Бородина) в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленом 19.05.2019

Схиархимандрит Тит (Бородин)
20 августа 2024 г.
Моление Св.Пр.Серафима на камне.

В свете предстоящего Предсоборного Совещания необходимо ответить на один недоуменный вопрос: «Почему нужно собираться на отдельные Совещания, если уже существует Межсоборное присутствие Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), которое осуществляет свою деятельность под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла?».

Ответить на этот вопрос необходимо ясно и недвусмысленно.

Во-первых, в идеологии и планах ВРНС нет ни слова о необходимости восстановления традиционной для России Самодержавной власти Царя-Помазанника Божьего. Более того, следуя нейтральной позиции Московской Патриархии, ВРНС решительно дистанцируется от обсуждения этой главной политической проблемы. А во-вторых, ВРНС представляет собой, хотя и весьма авторитетную, благодаря участию Святейшего Патриарха и других иерархов Русской Православной Церкви, но все же обычную общественную организацию, не обладающую правом говорить с властью от имени русского народа. В этом, а также в самом способе организации ВРНС, в его достаточно случайном составе и структурных недостатках, заключается существенное отличие от традиционного Земского Собора, проведение которого предстоит готовить.

Разумеется, мы были бы счастливы, если бы Святейший Патриарх Кирилл и, вслед за ним, ВРНС изменил позицию и решительно призвал постсоветское общество к покаянию перед Богом за грехи революции и безбожной жизни, благословив подготовку Земского Собора. Надеемся, что к этому всё придёт. Но пока это не совершилось, ставить такой вопрос перед ВРНС не представляется возможным: от самого ВРНС нет соответствующего произволения.

В то же время, необходимым аспектом восстановления монархии в России является именно народное произволение.

Но как оно может проявить себя, если для него не будут созданы организационные условия? Не на лукавых же «электронных выборах»! Вот изучение и подготовка этих условий - это и есть главная задача предстоящих Предсоборных Совещаний.

Председатель партии «Самодержавная Россия» Д.Н.Меркулов.



О важности личного произволения человека говорит проповедь схиархимандрита Тита (Бородина), которую с благословения автора мы сегодня публикуем:




Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие чада Божии, сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении Спасителем нашим во Иерусалиме у Овчей купели расслабленного, который 38 лет находился в расслаблении (Ин. V, 1-15).

Недуг расслабления весьма тяжел. Тело человека парализовано и не может совершать какие-либо действия.

Часто в жизни происходит следующее. Человек, допуская действие в себе какой-либо страсти, совершает грех. Когда его убеждают оставить грех, то он говорит, что не может этого сделать. Но не может что-либо сделать тот человек, тело которого парализовано. Мы же все призваны различать помыслы, не допуская помыслов пустых и греховных, призваны обладать своими чувствами и жительствовать по святой воле Божией, храня себя от страстей и греха.

С каждым совершением греха произволение человека слабеет, а потом и вовсе перестает противиться страстям, что ведет его в греховный плен - в полное расслабление душевных сил. И тогда с ним происходит то, о чем говорит святой апостол Павел в послании к Римлянам: не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброе, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. VII, 14-15, 19-20). Святые отцы объясняют это состояние. Они говорят, что когда человек произвольно (осознано) согрешает, то в последствии, привыкнув совершать грех, согрешает уже непроизвольно, неподконтрольно, находясь в пленении страстей и греха.

Господь даровал человеку свободное произволение, над которым не совершает насилия, хотя всегда призывает человека к Себе и, если не противится тому человек, то отвращает его от греха и зла. Посредством произволения (соизволяя или не соизволяя) человек совершает выбор помыслов, действие словом или делом, выбор образа жизни. Господь не отнимает это свободное произволение у человека в течение жизни, но по исходе души строго спросит, к чему было обращено в жизни его произволение, к каким делам и к какому образу жизни приводило. Поэтому главный вопрос состоит в следующем: к Богу ли, к Его воле, заповедям, к добру ли обращено и устремлено произволение? Имеет ли оно в этом постоянство? Утверждено ли в таком благом состоянии? Или же оно непостоянно, слaбо, а то и вовсе противится Богу, тяготеет ко злу, и уже порабощено сопротивником Божиим, то есть таковое произволение уже утратило данную Богом свободу.

Грехопадение прародителей в Раю состояло в преслушании воли Божией. Они совершили его посредством своего произволения, которое до этого было добрым и здравым. С тех пор произволение людей стало непостоянным в добре. Для его уврачевания необходимо обращение к Богу и покаяние - исправление. Взыщите Бога, и живa будет душа ваша (Пс. LXVIII, 33), - взывает к нам Господь через Своего Пророка и Псалмопeвца. Если человек, увлекаясь страстями и грехом, по своему злому уже произволению удаляется таким образом от Бога, то Бог, продолжая призывать его, попускает ему скорби - последствия удаления от своего Создателя. Когда же человек осознaет свое заблуждение, обратит свое произволение к Богу и в покаянии воззовет: Заблудих яко овчa погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых (Пс. CXVIII, 176), - Бог приемлет его. Так происходило и происходит не только со всяким человеком, но и с целыми народами.

Чтобы увидеть насколько важно произволение человека для Божиих определений его жизни и смерти, рассмотрим два примера из жизни ветхозаветного человечества. В четвертой книги Царств (IV Цар. ХХ, 1-6) повествуется о том, как Господь послал пророка Исаию предвозвестить царю Езекии скорую смерть. Пророк известил царя об этом. Езекия повернулся к стене, заплакал и стал молиться. Господь, видя сердечное обращение Езекии, его покаяние, молитву и слезы, повелевает пророку Исаии известить о том, что продлевает жизнь царя еще на 15 лет.

В книге пророка Ионы (Иона III, 5-10) повествуется о том, что пророк послан был Господом предвозвестить жителям города Ниневии о скорой погибели за нечестие. После того, как неневитяне покаялись, наказания Божия не последовало.

Рассмотрим происшедшие в России с 1917 года события с точки зрения состояния произволения человека. Точнее, - состояние произволения многих людей в то время. Веками русский человек хранил святую Православную веру, православные традиции, естественное для православного человека монархическое сознание, правильное и должное понимание исторического пути Царства Русского, словом, всё, что составляет православное самосознание. Произволение русского человека было добрым и здравым. Враги Христа Бога нашего с момента проникновения своего на Русскую Землю готовили разрушение Царства Русского. В результате их воздействия на умы и сердца, было растлено православное самосознание интеллигенции и многих людей в России. Поэтому в феврале 1917 года люди предали Государя, после чего восторжествовала крамола. Люди поверили лжи и стали совершать дела отца лжи - диавола (Ин. VIII, 44). Они отвратились от Бога, от всего святого, доброго и обратились к диаволу - ко лжи и злу. Для уврачевания в русском человеке отвратившегося от Господа произволения, для возвращения всего общества к православному самосознанию Господь попустил десятилетия страданий, национального безпамятства и унижения.

Взыщите Бога, и живa будет душа ваша! С 1990-х годов русский человек стал на путь взыскания Бога - обратился к Нему. Это - начало процесса врачевания произволения. Мы должны понимать, что прежде всего необходимо покаяние - исправление и врачевание своего злого произволения на личном уровне, каждого человека - полное согласование своей воли с волей Божией, исправление образа жизни и воцерковление народа. Только тогда люди русские смогут совершить возрождение России и православных святорусских традиций. Только тогда Господь соблаговолит исполниться пророчествам о будущем России.

Многое решает наше произволение, наш выбор, наше устремление. Для жизни человека и спасения души состояние его произволения имеет перво­степенное значение. Это состояние формируется ежедневно и определяет образ жизни. Господь, взирая на духовно-нравственное состояние народа, его веру, произволение человеков, составляющих народ, благословляет и вспомо­ще­ствует благому желанию, благоразумному выбору, благоустремленной жизни человека и определяет время бытия мiра сего.

Сейчас очень важное время для судеб русского народа и всего мiра. Видя спланированное разрушение христианского мiроустроения, и построение антихристова нового мiрового порядка, каждый человек делает свой выбор. В сущности, это - выбор между Христом Богом и антихристом. В мiре - два полюса. Один полюс - Россия, как православная страна, ещё имеющая реальную силу сохранить возможность и условия для христианской жизни человека. Второй полюс - это содомский антихристов Запад. Каждый народ и каждый человек сделает выбор: на каком полюсе быть. И в этом выборе главное - это произволение человека.

Мы видим, что люди растленного Запада возводят в норму жизни то, о чём, по слову святого апостола Павла, срaмно есть и глаголати (Еф. V, 12). Они приближают мiр к тому состоянию, когда в конце времен люди окончательно извратят свое произволение и вместо того, чтобы принести покаяние, будут хулить Бога (Откр. XVI, 21). Врачевание произволения происходит только в вере православной. Россия воцерковляется. В этом - залог сохранения богооткровенной христианской веры, сохранения человеком образа и подобия Божия. Поэтому мы должны понять, какое величайшее значение для судеб народа Русского и мiра в целом имеет произволение каждого человека!

Да, “сроки” (время совершения каких-либо событий) - у Бога. Но, насколько становится понятным, эти “сроки” Господь сокращает или же продлевает мiру, благословляет или попускает чему-либо совершиться сообразно произволению людей. Пророчества автоматически, без участия человека, не исполняются. Само их исполнение и время исполнения находятся в соответствии с состоянием произволения человека и человечества в целом. Увы, у людей произволение не постоянно. Оно колеблется между добром и злом. По причине удаления от Бога, человек находится в неведении истинного блага, истинной цели и смысла жизни, не имеет истинных критериев в определении добра и зла. Вследствие неведения и греховного навыка произволение человека часто уклоняется от соподчинения воле Божией и уклоняется ко греху и злу. Необходимо соделать произволение постоянным в устремлении к Богу, в исполнении Его воли и заповедей Его, ко всему, что является Богоугодным, спасительным, и соделать таковое произволение твердым и неколебимым.

Разумеется, для того чтобы сохранить свое произволение свободным, нужно сохранять себя от воздействия средств массового внушения (СМИ). Если человек сохранит свое произволение свободным, он не допустит того, чтобы его превратили в программируемый и управляемый цифровой биообъект.

Таким образом, рассуждения политобозревателей, публицистов, комментаторов о текущих политических событиях не будут иметь верной оценки и относительно верного прогноза, если не учитывать произволение людей и духовно нравственное состояние народа и всего мiра. Во всех вопросах о будущем и при рассмотрении пророчеств всегда нужно учитывать это обстоятельство: что преобладает в народе, в мiре? Сколько ещё есть человеков, которые желают быть верными Богу, жить по Его святой воле и заповедям, по православным традициям, “во всяком благочестии и чистоте” в Царстве Русском во главе с Царем православным? Сколько ещё тех, кто хочет сохранить в себе образ и подобие Божие?.. От этого зависят и дальнейшие судьбы России и мiра.

Если люди будут иметь доброе к соподчинению воле Божией произволение и православное самосознание, то смогут сопротивляться действующей уже тайне беззакония (2 Фес. II,7), и Дух Святой будет совершать действие Удерживающего силы мiрового зла, отчего будет зависеть время бытия мiра сего.

Храните, люди, дарованное Богом произволение свободным от греха и добрым в послушании воле Божией! Взыщите Царства Русского и Царя Православного, и дано будет вам! Взыщите Бога, и живa будет душа ваша с Ним вечно во славе Его и в блаженстве, - в Небесном Царствии! Аминь!

Христос Воскресе!



________

*) Проповедь произнесена на основе текста статьи «О важности произволения человека», написанной в начале декабря 2014 года схиархимандритом Титом (Бородиным) под именем игумена Иоанна (Сафонова).



Авторское право © 2013 - г.г. samoros.org. Все права защищены.

Копирование материалов разрешено только со ссылкой на samoros.org